И.П. Павлова, Санкт-Петербург 2Московский Педагогический Государственный Университет, Москва 3ФГБУН ГНЦ РФ – Институт медико-биологических проблем РАН, Москва *E-mail: eabobrovy@gmail.com Поступила в редакцию 08.09.2015 г. В рамках исследований специализации правого и левого полушария на позиционном и векторном кодировании анализировали ошибки правшей и левшей при повторном воспроизведении последовательностей движений их правой или левой руки при задании, активирующем векторное кодирование путем изменения порядка движений в заучиваемых последовательностях. <...> Выявлено, что и правши, и левши используют информацию о предшествующих движениях начинающей ведущей руки, но не начинающей неведущей руки. <...> При работе продолжающей рукой правши используют информацию о предшествующих движениях этой руки, а левши – нет. <...> Сопоставление с результатами аналогичного исследования, активирующего позиционное кодирование, показывает, что и правши, и левши запоминают последовательности движений ведущей рукой преимущественно с использованием векторного кодирования, а неведущей – позиционного. <...> Отсутствие сходного паттерна ошибок у правшей и левшей при смене рук свидетельствует о различиях переноса навыка у правшей и левшей, зависящих от активированного типа кодирования. <...> Ключевые слова: двигательное обучение, последовательности движений, правая и левая рука, правши, левши, межполушарная асимметрия, векторное и позиционное кодирование. <...> DOI: 10.7868/S0131164617010039 Каковы механизмы регуляции последовательностей движений у человека? <...> Известно, что у правшей ведущую роль в регуляции и обучении последовательностям движений играет левое полушарие (ЛП) [1–4], что связано, по-видимому, с его ролью в регуляции жестов и речи. <...> Вместе с тем, правое полушарие (ПП) также принимает участие в процессе регуляции последовательностей, особенно при воспроизведении последовательностей левой рукой (ЛР) [5]. <...> Так, например, клинические данные показывают <...>