3–12 УДК 581.151:574.3 ИССЛЕДОВАНИЯ ФЛУКТУИРУЮЩЕЙ АСИММЕТРИИ РАСТЕНИЙ В РОССИИ: МИФОЛОГИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ © 2017 г. М. В. Козлов Университет г. Турку, 20014 Турку, Финляндия e-mail: mikoz@utu.fi Поступила в редакцию 20.05.2015 г. Критический анализ работ, посвященных изучению флуктуирующей асимметрии (ФА) листьев растений и опубликованных в России за последние годы, показал, что большинство исследований основывается на недостаточно обоснованных предпосылках, выполнено на низком методическом уровне и не содержит необходимой информации для использования полученных результатов в последующих теоретических обобщениях. <...> Вопреки широко распространенной точке зрения, не существует достаточных оснований для практического использования ФА в целях биоиндикации. <...> Для обоснования биоиндикационной значимости ФА необходимо исследование причинно-следственных связей между ФА и действием на растения различных стрессоров в условиях контролируемого эксперимента. <...> Получение корректных оценок ФА требует высокой точности измерений, повторных замеров каждого объекта и проведения замеров “вслепую”. <...> DOI: 10.7868/S0367059717010103 Флуктуирующая асимметрия (ФА) – это небольшие и ненаправленные отклонения от идеальной симметрии морфологических признаков. <...> Принято считать, что ФА возникает в результате ослабления способности организма контролировать развитие в условиях генетического или экологического стресса (Palmer, Strobeck, 1986; Захаров, 1987; Mшller, Swaddle, 1997). <...> История исследований ФА подробно рассмотрена в обзоре Д.Л. Лайуса с соавт. <...> . Первые работы, в результате которых были обнаружены повышенные значения ФА у различных организмов из нарушенных местообитаний, послужили основой для многочисленных рекомендаций использовать ФА для индикации уровней стресса, испытываемого растениями и животными (Zakharov, 1990; Clarke, 1992; Parsons, 1992; Freeman et al., 1993; Захаров, Кларк, 1993; Захаров и др., 2000; Hume, 2001). <...> В России эти рекомендации получили силу нормативного документа (Методические <...>