1-<Т7 * 1 / 69 m
\
СВ ТСКОЕ ЗАКОИОДАТЕЛЬСТВО И ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПІИНА ВЪ РОССІИ ДО ИЗДАНІЯ УЛОЖЕНШ 0 НАКАЗАНІЯХЪ УГОЛОВНЫХЪ И ИСПРА" виткльныхъ 1845 ГОДА. |к<е мнло своеобразныхъ особенностей, какъ изв стно, представляетъ ааше удоженіе о наказаніяхъ, сравни'тельно съ другими европейскими кодексами,—и мея;ду этими особенностями не посл днее м сто занииаетъ оригиаальное отношеніе русскаго уголовнаго законодательства къ церковиому покаянію. <...> На запад давио уже сложидось уб жденіе, что государство им етъ свои опред леаныя задачи, совершенао отдичаыя отъ ц лей, къ которымъ стремится Церковь, и что въ виду такого различія ни государство не должно м шать Церкви въ осуществленіп ею дисциплинараой власти надъ ея членами, ни Церкоиь не должаа тормазить д ятельность государства, ваправленную къ осуществленію его собствениыхъ, государствениыхъ ц лей. <...> Если вельзя сказать, чтобы и на Запад граыицы государствеаной и церковаой жизни были опред лены съ точаостію, недопускающею сомн ній, еслп. дал е, и съ теоретической стороны, представляются пункты сомвительные, спорвые и трудные для разр шеиія: то, во всякомъ случа , безспорными и ясвыми, какъ деаь, признаются дв вещи, — во-первыхъ, что Церковь есть евоеобразное обіцсство, существующее вгі. виду особеиныхч. ц лей, Церквн одной свойствевныхъ и ею одною дости1 S
_ 2 гаемыхъ, — и во-вторыхъ, что подобные воаросы, какъ очищеніе сов сти, оримиреніе съ Вогомъ, стоятъ вы СФеры государственной д ятельности и государственныхъ попеченій. <...> Устраиваза^земное благополучіе частныхъ <...>
Светское_законодательство_и_церковная_дисциплина_в_России_до_издания_Уложения_о_наказаниях_уголовных_и_исправительных_1845_года.pdf
СВ ТСКОЕ ЗАКОИОДАТЕЛЬСТВО И ЦЕРКОВНАЯ
ДИСЦИПІИНА ВЪ РОССІИ
ДО ИЗДАНІЯ УЛОЖЕНШ 0 НАКАЗАНІЯХЪ УГОЛОВНЫХЪ И ИСПРА"
виткльныхъ 1845 ГОДА.
|к<е мнло своеобразныхъ особенностей, какъ изв стно,
представляетъ ааше удоженіе о наказаніяхъ, сравни'тельно
съ другими европейскими кодексами,—и мея;ду
этими особенностями не посл днее м сто занииаетъ
оригиаальное отношеніе русскаго уголовнаго законодательства
къ церковиому покаянію. На запад давио уже сложидось
уб жденіе, что государство им етъ свои опред леаныя
задачи, совершенао отдичаыя отъ ц лей, къ которымъ
стремится Церковь, и что въ виду такого различія ни государство
не должно м шать Церкви въ осуществленіп
ею дисциплинараой власти надъ ея членами, ни Церкоиь
не должаа тормазить д ятельность государства, ваправленную
къ осуществленію его собствениыхъ, государствениыхъ
ц лей. Если вельзя сказать, чтобы и на Запад
граыицы государствеаной и церковаой жизни были опред
лены съ точаостію, недопускающею сомн ній, еслп.
дал е, и съ теоретической стороны, представляются пункты
сомвительные, спорвые и трудные для разр шеиія:
то, во всякомъ случа , безспорными и ясвыми, какъ деаь,
признаются дв вещи, — во-первыхъ, что Церковь есть
евоеобразное обіцсство, существующее вг
і. виду особеиныхч.
ц лей, Церквн одной свойствевныхъ и ею одною дости1
S
Стр.2
_ 2 -
гаемыхъ, — и во-вторыхъ, что подобные воаросы, какъ
очищеніе сов сти, оримиреніе съ Вогомъ, стоятъ вы
СФеры государственной д ятельности и государственныхъ
попеченій. Устраиваза^земное благополучіе частныхъ лицъ
и общественныхъ союзовъ, Ісуществующихъ въ пред лахъ
данной территоріи, совремецное государство не задается
сверхземными ц лями, предоставляя достиженіе этихъ посл
днихъ самому религіозному обществу. Руководимыя
подобиымъ воззр ніемъ европейскія государства прежде
всего вычеркнули изь своихъ кодексовъ церковное покаяніе,
какъ м^у, налагаемую государственнымъ уголовныыъ
судомъ; а зат мъ и у наказаній собственио церковныхъ,
т. е. налагаемыхъ ао иниціатив и усмотр аію Церкви,
стараются отнять какія бы то ни было невыгодиыя посл
дствія для гражданскаго и государственинаго положеыія
лицъ, наказанныхъ церковнымъ судомъ.
Что же представляетъ наше уложевіе? При самомъ
б гломъ иересмотр его статей невольно поражаешься массой
случаевъ, гд им етъ м сто церковное покаяніе. To
является оно единственною м рою, несопоставляемою
съ какимъ либо другимъ наказаніемъ, съ какою-либо другою
м рою вообще, то, всего чаще, оно является необходимымъ
спутникомъ другихъ иаказаній, уголовиыхъ или
исаравительныхъ, приаимая въ посл дні'.мъ случа характеръ
м ры добавочной.
Отношеніе нашего д йствующаго права къ вопросаиъ
церковной дисциплины вообще, и къ Ь,ерковному аокаянію
въ особенности, есть нечто иное, какъ историческое
насл дство отъ времеиъ давно минувшихъ. Въ основныхъ
своихъ чертахъ. взглядъ д йствующаго законодательства
обязанъ своимъ происхожденіемъ византійскимъ тради
ціямъ. Онъ проводился въ жизни въ самыя первыя вре
мена существованія христіанской религіи на Руси; зат мъ,
съ особешіою иркостію и настойчивостію долженъ былъ
выражаться съ того времени, какъ уд льно-в чевая рознь
Стр.3