Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645572)
Контекстум

Ницше и Дионис

0   0
Первый авторИванов Вячеслав Иванович
Издательство[Б.и.]
Страниц6
ID5906
Кому рекомендованоКритика
Иванов, В.И. Ницше и Дионис : Статья / В.И. Иванов .— : [Б.и.], 1904 .— 6 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/5906 (дата обращения: 16.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. И. ИВАНОВ Ницше и Дионис ПРОРОК ДИОНИСА Есть древний миф. <...> Промыслом тайного бога досталась ветхая святыня бранною мздой фессалийцу. <...> Но Эврипил горит изведать таинственный жребий, уносит ковчег -- и, разверзнув, видит при отблесках пожара -- не брадатого мужа в гробу, увенчанного раскидистыми ветвями, -- деревянный, смоковичный идол царя-Диониса в стародавней раке. <...> Наше воображение влечется последовать за Эврипилом по горящим тропам его дионисического безумия. <...> В окрестностях Патр Эврипил выходит на сушу и видит юношу и деву, ведомых на жертву к алтарю Артемиды Трикларии. <...> Эврипил исцеляется от своего священного недуга, замещает жестокие жертвы милостивыми во имя бога, им возвещенного, и, учредив почитание Диониса, умирает, становясь героем-покровителем освобожденного народа. <...> Эта древняя храмовая легенда кажется нам мифическим отображением судьбы Фридриха Ницше. <...> Ницше возвратил миру Диониса: в этом было его посланничество и его пророческое безумие. <...> Как падение "вод многих", прошумело в устах его Дионисово имя. <...> Обаяние Дионисово сделало его властителем наших дум и ковачем грядущего. <...> Спящие в нас возможности человеческой божественности заставили нас вздохнуть о трагическом образе Сверхчеловека -- о воплощении в нас воскресшего Диониса. <...> В душах забрезжило исполнение дионисического обетования: "Кто дышит тобой, бог, не тяжки тому горные громады, ни влаги, почившей в торжественном полдне, сткло голубое! <...> Кто дышит тобой, бог, -- в алтаре многокрылом творения он -- крыло! <...> Не открывая ничего существенно нового, они заставляют ощутить мир по-новому. <...> Его небольшие изящные уши -- предмет его тщеславия -- должны были быть вещими ушами, исполненными "шумом и звоном", как слух пушкинского пророка, чуткими к сокровенной музыке мировой души. <...> Он должен был, вслед за горными путниками науки, совершить подъем, на котором мы застаем современное изучение греческого мира. <...> Ницше был оргиастом музыкальных упоений: это была <...>
Ницше_и_Дионис.pdf
В. И. ИВАНОВ Ницше и Дионис ПРОРОК ДИОНИСА Есть древний миф. Когда богатыри эллинские делили добычу и плен Трои, -- темный жребий выметнул Эврипид, предводитель фессалийских воинств. Ярая Кассандра ринула к ногам победителей, с порога пылающих сокровищниц царских, славную, издревле замкнутую скрыню, работу Гефеста. Сам Зевс дал ее некогда старому Дардану, строителю Трои, в дар -- залогом божественного отечества. Промыслом тайного бога досталась ветхая святыня бранною мздой фессалийцу. Напрасно убеждают Эврипила товарищи-вожди стеречься козней неистовой пророчицы: лучше повергнуть ему свой дар на дно Скамандра. Но Эврипил горит изведать таинственный жребий, уносит ковчег -- и, разверзнув, видит при отблесках пожара -- не брадатого мужа в гробу, увенчанного раскидистыми ветвями, -- деревянный, смоковичный идол царя-Диониса в стародавней раке. Едва глянул герой на образ бога, как разум его помутился. Такою возникает пред нами священная повесть, кратко рассказанная Павсанием. Наше воображение влечется последовать за Эврипилом по горящим тропам его дионисического безумия. Но миф, не замеченный древними поэтами, безмолвствует. Мы слышим только, что царь временами приходит в себя и в эти промежутки здравого разумения уплывает от берегов испепеленного Илиона и держит путь -- не в родную Фессалию, а в Кирру, дельфийскую гавань, -- искать врачевания у Аполлонова треножника. Пифия обещает ему искупление и новую родину на берегах, где он встретит чужеземное жертвоприношение и поставит ковчег. Ветер приносит мореходцев к побережью Ахайи. В окрестностях Патр Эврипил выходит на сушу и видит юношу и деву, ведомых на жертву к алтарю Артемиды Трикларии. Так узнает он предвозвещенное ему место успокоения; и жители той страны, в свою очередь, угадывают в нем обетованного им избавителя от повинности человеческих жертв, которого они ждут, по слову оракула, в лице чужого царя, несущего в ковчеге неведомого им бога, он же упразднит кровавое служение дикой богине. Эврипил исцеляется от своего священного недуга, замещает жестокие жертвы милостивыми во имя бога, им возвещенного, и, учредив почитание Диониса, умирает, становясь героем-покровителем освобожденного народа. Эта древняя храмовая легенда кажется нам мифическим отображением судьбы Фридриха Ницше. Так же завоевывал он с другими сильными духа Красоту, Елену эллинов, и улучил роковую святыню. Так же обезумел он от своего таинственного обретения и прозрения. Так же проповедовал Диониса. Так же отменил новым богопознанием человеческие жертвы старым кумирам узко понятного, извне налагаемого долга и снял иго уныния и отчаяния, тяготевшее над сердцами. Как оный герой, он был безумцем при жизни и благодетельствует освобожденному им человечеству -- истинный герой нового мира -- из недр земли. Ницше возвратил миру Диониса: в этом было его посланничество и его пророческое безумие. Как падение "вод многих", прошумело в устах его Дионисово имя. Обаяние Дионисово сделало его властителем наших дум и ковачем грядущего. Зазеленели луга под весенним дыханием бога; сердца разгорелись; напряглись мышцы высокой воли. Значительным и вещим стал миг мимолетный, и каждое дыхание трепетным, и усиленным каждое биение сердца. Ярче, глубже, изобильнее, проникновеннее глянула в душу жизнь. Вселенная задрожала отгулами, как готические стволы трубных столпных связок и устреми-тельные стрельчатые сплетения от вздохов невидимого органа. Мы почувствовали себя и нашу землю и наше солнце восхищенными вихрем мировой пляски. Мы хлебнули мирового божественного вина, и стали сновидцами. Спящие в нас возможности человеческой божественности заставили нас вздохнуть о трагическом образе Сверхчеловека -- о воплощении в нас воскресшего Диониса. В душах забрезжило исполнение дионисического обетования: "Кто дышит тобой, бог, не тяжки тому горные громады, ни влаги, почившей в торжественном полдне, сткло голубое! Кто дышит тобой, бог, -- в алтаре многокрылом творения он -- крыло! В буре братских сил, окрест солнц, мчит он жертву горящую земли страдальной..." Есть гении пафоса, как есть гении добра. Не открывая ничего существенно нового, они заставляют ощутить мир по-новому. К ним принадлежит Ницше. Он разрешил похоронную тоску пессимизма в пламя героической тризны, в Фениксов костер мирового трагизма. Он возвратил жизни ее трагического бога... "Incipit Tragoedia!"
Стр.1