Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вопросы философии  / №4 2017

Так что же такое “гносеология культуры”? (размышления над книгой) (200,00 руб.)

0   0
Первый авторПорус Владимир Натанович
Страниц11
ID590079
АннотацияКонцепция “гносеологии культуры”, разработанная в трудах М. А. Розова (1930– 2011), имеет методологическим основанием “теорию социальных эстафет”, в которой базовые элементы культуры (личность, свобода, социальная память, рациональность) рассматриваются как непрерывно возобновляющиеся процессы, передающие образцы поведения и деятельности, мышления, нравственных или эстетических оценок. Применение этой теории к социокультурным явлениям позволяет выявить закономерности, скрытые от непосредственного наблюдения, общую структуру интеллектуальных процессов, обусловленную содержанием культуры. Гносеология Розова близка идеям Л. С. Выготского и Ж. Пиаже, понимавших сознание как интериоризацию внешней деятельности. Ему был свойственен конструктивный стиль философского мышления, позволявший рассматривать “социальную память” как процесс передачи социальных эстафет. Аналогичный процесс лежит в основе языка, на базе которого строятся знания, происходит накопление опыта. С той же позиции он решал проблему идентичности “Я”. Самотождественность “Я” понимается как постоянно возобновляемый процесс, на поддержание которого работают совместно культура и личность (главная цель и средство реализации культурных потенциалов). Так теория “социальных эстафет” выступала как связующее звено между философией культуры, гносеологией и философией науки. В русле своей теории Розов рассматривал проблемы роста научного знания, научной рациональности, а также проблемы этики, психологии творчества и социально-культурного развития, не останавливаясь перед неожиданными обобщениями ради построения “гносеологии культуры”.
Порус, В.Н. Так что же такое “гносеология культуры”? (размышления над книгой) / В.Н. Порус // Вопросы философии .— 2017 .— №4 .— С. 106-116 .— URL: https://rucont.ru/efd/590079 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

105–115 В. Н. Порус Так что же такое “гносеология культуры”? (размышления над книгой) Концепция “гносеологии культуры”, разработанная в трудах М. А. Розова (1930– 2011), имеет методологическим основанием “теорию социальных эстафет”, в которой базовые элементы культуры (личность, свобода, социальная память, рациональность) рассматриваются как непрерывно возобновляющиеся процессы, передающие образцы поведения и деятельности, мышления, нравственных или эстетических оценок. <...> Применение этой теории к социокультурным явлениям позволяет выявить закономерности, скрытые от непосредственного наблюдения, общую структуру интеллектуальных процессов, обусловленную содержанием культуры. <...> Ему был свойственен конструктивный стиль философского мышления, позволявший рассматривать “социальную память” как процесс передачи социальных эстафет. <...> Аналогичный процесс лежит в основе языка, на базе которого строятся знания, происходит накопление опыта. <...> Самотождественность “Я” понимается как постоянно возобновляемый процесс, на поддержание которого работают совместно культура и личность (главная цель и средство реализации культурных потенциалов). <...> Так теория “социальных эстафет” выступала как связующее звено между философией культуры, гносеологией и философией науки. <...> В русле своей теории Розов рассматривал проблемы роста научного знания, научной рациональности, а также проблемы этики, психологии творчества и социально-культурного развития, не останавливаясь перед неожиданными обобщениями ради построения “гносеологии культуры”. <...> КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гносеология культуры, теория социальных эстафет, рациональность, философия науки, социальная эпистемология. <...> ПОРУС Владимир Натанович – доктор философских наук, профессор Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”. <...> Мне уже приходилось писать о том, что гносеология и философия науки, развиваясь, не обособляются, а все более <...>