Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Вопросы философии  / №4 2017

(Анти)клерикальный дискурс и алетургия: к постановке проблемы (200,00 руб.)

0   0
Первый авторАлександрович Воронцов Сергей
Страниц13
ID590073
АннотацияВ статье рассматриваются философские основания дискурсов о священстве – клерикальном, которое в общем и целом складывается в эпоху патристики, и антиклерикальном, характерном для эпохи Просвещения. Особый интерес представляет преемственность фигур философа и священника в первом случае и их противопоставление – во втором. Статья не претендует быть завершенным исследованием, но лишь предлагает некую рабочую гипотезу, позволяющую найти внутреннее объяснение такого “смещения”. Методология исследования основывается на концепции дискурса, представленной в “Археологии знания” М. Фуко, и его же понятии алетургии (манифестации истины). Предлагается следующая рабочая гипотеза: изменение механизмов манифестации истины ведет к трансформации объекта дискурса о священниках и его переоценке. Преобладающий модус алетургии в философии XVII в. – высказывание истины от первого лица – проблематизирует модус, в котором истина и ее источник является внешним по отношению к говорящему. Данный модус является ключевым для фигуры священника, поэтому она также проблематизируется. “Власть над душами” трансформируется во “власть над совестью”. Вне рамок истины оказываются и основные механизмы выражения истины, которыми пользуется священник. Управление душами, генеалогически восходящее к психагогии Платона, “пересчитывается” в красноречие, носящее демагогический характер. Иррациональное выражение истины в таинствах, что концептуально пересекается с философской теургией, в философии Нового времени оказывается недостоверным, поскольку оно не может осуществиться от первого лица и сохранить общезначимость
Александрович, В.С. (Анти)клерикальный дискурс и алетургия: к постановке проблемы / В.С. Александрович // Вопросы философии .— 2017 .— №4 .— С. 38-50 .— URL: https://rucont.ru/efd/590073 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

37–49 С. А. Воронцов (Анти)клерикальный дискурс и алетургия: к постановке проблемы* В статье рассматриваются философские основания дискурсов о священстве – клерикальном, которое в общем и целом складывается в эпоху патристики, и антиклерикальном, характерном для эпохи Просвещения. <...> Статья не претендует быть завершенным исследованием, но лишь предлагает некую рабочую гипотезу, позволяющую найти внутреннее объяснение такого “смещения”. <...> Методология исследования основывается на концепции дискурса, представленной в “Археологии знания” М. Фуко <...> , и его же понятии алетургии (манифестации истины). <...> Предлагается следующая рабочая гипотеза: изменение механизмов манифестации истины ведет к трансформации объекта дискурса о священниках и его переоценке. <...> Преобладающий модус алетургии в философии XVII в. – высказывание истины от первого лица – проблематизирует модус, в котором истина и ее источник является внешним по отношению к говорящему. <...> Данный модус является ключевым для фигуры священника, поэтому она также проблематизируется. <...> Управление душами, генеалогически восходящее к психагогии Платона, “пересчитывается” в красноречие, носящее демагогический характер. <...> Иррациональное выражение истины в таинствах, что концептуально пересекается с философской теургией, в философии Нового времени оказывается недостоверным, поскольку оно не может осуществиться от первого лица и сохранить общезначимость. <...> ВОРОНЦОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ – кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Москва. <...> Статья поступила в редакцию 23 октября 2016 г. Цитирование: Воронцов С. А. <...> клерикальный дискурс и алетургия: к постаОбщее описание проблемы. <...> Священство на первый взгляд представляется темой далекой от философии, присущей скорее теологии, да и для нее прикладной. <...> Следует <...>