Они слушатъ в ри йіпіімп средстішін связи поваго съ древнимъ и ііробуждаютъ въ челов к лучшія свойства его душп. <...> Въ тоиъ заключается восинтатедьное зпаченіе іобилеі0іііых'ь торжествъ. <...> Девятьсогь л ті. отд ляютъ насъ отъ того времепи, когда въ мдахъ Діі пра, у подношія Еіевскпхъ холмовъ, Русь, отксргиііі своихъ ндоловъ, пэзвала себя страпой христіанской. <...> Такимъ лицоыъ въ иашемъ креіденіи былъ ВРЛПКІЙ КШІЗЬ кіевскіп Бладиініръ Сватославичъ, впукъ святой Ольги. <...> Народъ назвалъ его Ерасвымъ СОЛИЫШКОЙІЪ, древпяя д тоііпспая книга поставила en» рядошъ съ Копстаптипомъ великаго Рима, «ише крестііея сапіъи люди своя», а православная церковь сопричислила его къ лику Равноаиостолыіыхъ. <...> Въ пашеягь очерк ыы иы ли въ впду не общую исто[іію русской земли временп князя Владиміра, а главнымъ образомъ исторію его личіюй шизни, восиомнпапію которой благогов йію посвящаемъ нашъ трудъ. <...>
ВЕЛИКІЙ КНЯЗЬ ВІАДИМІРЪ святой. <...> Свнтослава было три сына: Ярополкъ, ОІІІІ ие былн д тьмп одной матери, таіп. какъ Святославъ, no изыческому обычаю того времени, имЬдъ п сколько жеиъ. <...> Гораздо ббльшее значепіе им лъ возрастъ кияшескихъ сыііовей, чтосказывалось, наприм ръ, при расііред леиіи земель въ уд лы. <...> ДУ д тьми <...>
Великий_князь_Владимир_святой.pdf
>
ш
v '
ВЕЛИКІИ князь
ШІІІРІ. і\
историко.біогра^ическій очеркъ
Н. Маркова.
Изданіе М. Гольденберга
Ттіографін Голі.дсн6ерга въ Елисаветград , Ммкопск. ул. д. .Vt 51
1888.
L ^
Стр.2
Ко днк 900-л тія Крещенія Руси.
0~
(0О\ ВЕЛИКІИ князь
шщп тш
ксторико-біогра^ическій очеркъ
Н. Маркова.
Изданіе М. Гольденберга
кшографія Голі.денСррга въ Едисаветгііад , МесковсЕая ул. д. Xs 5).
1888.
Стр.3
До:іно.іено цеизурою.—Одесса 17 Марта 1888 г.
$
2007111509
Стр.4
Восііомііпгінііі событій дрепностп всегда были п будутъ
иазидателыіымп уроками для п томства. Они слушатъ в ри йіпіімп
средстішін связи поваго съ древнимъ и ііробуждаютъ въ
челов к лучшія свойства его душп. Въ тоиъ заключается
восинтатедьное зпаченіе іобилеі0
іііых'ь торжествъ.
Ч мъ древп е отъ насъ событіе, т ыъ свящепн й становлтся
оно прп восііомііпаіііи о немъ.
Девятьсогь л ті. отд ляютъ насъ отъ того времепи, когда
въ мдахъ Діі пра, у подношія Еіевскпхъ холмовъ, Русь, отксргиііі
своихъ ндоловъ, пэзвала себя страпой христіанской.
Ио нри воспоминаніи событіямысиь иаша всегда желаетъзпать
того, кто былъ главиымъ лицомъ въ его совершеніи. Жив Гі и
асп й стаиовится тогда древнее д ло и поли й будетъ о пемъ
восноашпаіііе.
Такимъ лицоыъ въ иашемъ креіденіи былъ ВРЛПКІЙ КШІЗЬ
кіевскіп Бладиініръ Сватославичъ, впукъ святой Ольги.
Оиъ далъ иамъ св тъ в чпаго соляца. Народъ назвалъ
его Ерасвымъ СОЛИЫШКОЙІЪ, древпяя д тоііпспая книга поставила
en» рядошъ съ Копстаптипомъ великаго Рима, «ише крестііея
сапіъи люди своя», а православная церковь сопричислила
его къ лику Равноаиостолыіыхъ.
Въ пашеягь очерк ыы иы ли въ впду не общую исто[іію
русской земли временп князя Владиміра, а главнымъ образомъ
исторію его личіюй шизни, восиомнпапію которой благогов
йію посвящаемъ нашъ трудъ.
Николий
Марповъ.
Стр.5