Михайловский Б. Иванов В. И. // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 4. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. - Стб. 404-409.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le4/le4-4041.htm
ИВАНОВ Вячеслав Иванович [1866-] - поэт и теоретик символизма. Р. в Москве, в семье
землемера. Пройдя два курса ист.-фил. факультета Моск. университета, И. с 1886 продолжал образование
в Берлине, где занимался историей под руководством Моммзена, филологией, философией. С 1891 в
течение ряда лет И. объехал многие страны Европы, был в Палестине, Александрии, наезжал в Россию,
но жил преимущественно в Италии. Основным предметом научных занятий И. была проблема религии
Диониса и происхождения трагедии. В 1904 в "Новом пути" печаталось его исследование "Эллинская
религия страдающего бога", в 1905 в "Вопросах жизни" - "Религия Диониса". Эти исследования нашли
свое завершение в диссертации "Дионис и прадионисийство" (Баку, 1923), защищенной на степень
доктора классической филологии в 1921 при Бакинском университете. Важнейшими факторами в
формировании мировоззрения И. явились учения Ницше, с одной стороны, и славянофилов и Вл.
Соловьева - с другой. Как поэт И. выступил в печати лишь в 1903. В 1905 И. поселяется в Петербурге и
быстро становится одним из вождей символизма. "Ивановские среды" [1905-1907] - кружок,
собиравшийся у И. в "Башне", где бывали тяготевшие к символизму поэты, художники, философы,
ученые, - становятся одним из центров движения, лабораторией поэтики и мировоззрения "второго
поколения" символистов. И. принимал близкое участие в Петербургском религиозно-философском о-ве,
в издательстве "Оры", в журн. "Золотое руно", "Труды и дни", печатался также в альманахе "Северные
цветы", журналах "Весы", "Аполлон", "Новый путь" и др.; преподавал на Высших женских курсах. После
Октября И. работал в области культурного строительства в Москве, с 1921 - в Баку, где был
профессором, некоторое время ректором университета и замнаркомпроса Азербайджанской ССР. С 1924
живет в Италии.
Как теоретик и поэт И. выражает тенденции "младших символистов", резко противопоставляя их
декадентству, импрессионизму и парнассизму, весьма сильно представленным в "старшем поколении".
Различая в ходе истории эпохи органических и критических культур, И. видит в декадентстве крайнее
выражение критической культуры (буржуазной), к-рой на смену должна притти культура органическая.
Прообраз ее И. усматривает в средневековье, в Египте, провозвестником ее является подлинный
символизм. По И., последний стремится к созданию народного искусства большого стиля взамен
интимного, уединенного искусства для избранных, к созданию синтетического искусства взамен
дифференцированного. Индивидуализм должен быть преодолен в органическом слиянии личности с
коллективом, в соборности. Искусство должно стать ознаменованием объективных реальностей, а не
субъективной иллюзией. Идеалистическому символизму, декадентскому импрессионизму И.
противопоставляет реалистический (в смысле "объективного" идеализма) символизм, парнасскому
принципу искусства для искусства - принцип искусства религиозного, теургического. Средоточием этого
будущего искусства, а также фокусом религиозно-общественной жизни, должно явиться синтетическое
искусство театра как мистерии, как всенародного "действа", где нет пассивных зрителей и все являются
участниками. Поэт - не уединенный мечтатель, а учитель, голос народа. Искусство должно стать
мифотворческим. Соответственно складывается путь поэта-символиста от основного приема
словотворчества - метафоры - к символу, образующему в своем движении миф, к-рый знаменует
некоторую объективную, высшую реальность (realiora) - космическую или реальность жизни
человеческого духа. Но подлинно-мифотворческое искусство, как древнегреческое, может быть только
всенародным. В настоящее время оно лишь зарождается, предчувствуется, и потому подготовляющий
его символизм есть искусство хотя и не интимное, но келейное, где немногие художники предвосхищают
будущие формы.
Этот круг идей И. тесно связан с учением Вл. Соловьева, при помощи к-рого И. преодолевает
индивидуализм Ницше, с эсхатологическими чаяниями, верой в особый путь России, минующей
капитализм и объединяющей вокруг себя все славянские народы, со славянофильским мессианизмом,
словом, с той идеологией, к-рая развивалась в конце XIX и начале XX вв. интеллигенцией среднего и
мелкого дворянства как ее идеологическое оружие в борьбе с растущим и торжествующим
промышленным капитализмом.
Прообраз искусства органической эпохи, искусства религиозного, И. ищет в средневековье, но не
в западном, к к-рому обращались многие романтики и некоторые символисты, а в византийстве, более
близком славянству и связующем последнее с эллинством. Искание основ для возрождения дворянской
органической культуры в византизме характерно не только для И., но и для ряда его современников
(Рёрих, Врубель и др.).
Эта идеология служит источником тематики поэзии И., ей соответствует и поэтический стиль И.
Если основными для декадентской фазы символизма были темы смерти, гибели, отчаяния, тоски бытия и
Стр.1