С т А Т ь я I. ІІеродь нами ді:а труда: юридическая догматика проф. <...> Капустина (обіцал часть, выиуекъ 1-й., 18GS г.) и критическіл статьи проф. <...> Есть-лн возможность дать за
конченную оиред лемность понятіямъ, когда многія области права еще не вполн уяснили свое содержаніе, а другія являются лишь въ зародыш , о зпачеиіи и м ст наук которыхъ въ систем права идетъ въ горячій споръ (обществов д ніе, политика и др.) <...> Основной взглядъ реалистовъ па предметъ виолн в репъ. <...> іі-;;ііЛ; относительно которых* суще
ству етъ постоянно одинаковый взглядъ (?) Анализируя какое-либо явленіе, мы отыскиваемъ его причины и изъ причинъ угадываемъ посл дствія (ийдукція); зат мъ нбреходимъ отъ ближаішихъ причинъ къ дальн йшимъ (дедукція) и наконецъ отсюда открывает ту идею или ту силу, которая служила оснавангемъ посл дней причины въ обітств и въ отд льномъ лиц . <...> Авторъ говорить, что »одни факты недостаточны*, чло »нужно достигнуть идеи*. <...> »Обобщете мношосъ разнообразныхъ явлепій, относительно хоторыхъ существуетъ постоянно одинаковый взглядъі* Но д ло ъъ томъ, что обобщенныя явленія, хотя бы оіш были обобщены до возможно-простаго закона, все-таки будутъ факты, лишь собранные ъъ общее понятіе, и сл довательно идея будетъ не бол е какъ рядъ фактовъ. <...> Напрасно г. Капустинъ старается скрыть противор чіе выраженіемъ; »обобщеніе явленггі, относительно которыхъ суиьествуетъ постоянно одинаковый взмядъ*. <...> »Теорія нраиа, говоритъ авторъ, не можетъ останавливаться па фактах ь . <...> 21 подъ высшею идеею г. Капустинъ пошшаетъ <...>
Замечания_об_обработке_у_нас_общего_учения_о_праве.pdf
2007089249
ЗАШ ЧАНШ ОБЪ ОБРАБОТКА У НАСЪ ОБЩАГО
УЧЕШЯ О ПРАБ .
<І1о поводу юридической, догматики проф. Капустина и крипшчегкихъ
cmameh проф. Незаб тосскаго).
С т А Т ь я I.
ІІеродь нами ді:а труда: юридическая догматика проф. Капустина
(обіцал часть, выиуекъ 1-й., 18GS г.) и критическіл статьи проф.
Лсаабитовскаго (ном іцеппыл въ Кіевскихъ Унивсрс. Изв стіяхъ за
18G8 годъ), въ которыхъ опъ пзлагаетъ свои воззр пія на основапія
и систему права. Оба труда далеко несходны между собою но взгляду
\ на нредмегь, пріемамъ обработки, научному достоппству и даже но
обт^ему (іюсл дній состоитъ всего нзъ 3 печ. лпетовъ), но и тотъ и
другой зак.почаютъ одно п то же содержашо, и вотъ причина, почему
мы поставили ихъ вм ст , и посвятимъ каждому н сколько захм чаній.
Нельзя сказать, чтобы настоящее время было б.іагопріятно у
ласъ для разработки общихъ ученій о ирав . Реформы пов йшаго
времени, особенно судебный, вызва.іи ігреобладаніс въ паук практической
стороны права и т хъ частныхъ вопросовъ, которые непрерывно
возникаютъ въ д ятельности судебной и административной; въ
этой сфер наше правов д ніе пріобр ло въ посл дпіе 2, 3 года и -
сколько весьма зам чательныхъ и полезпыхъ трудовъ. Но современное
увлечепіе вопросами приложегіія права б.шзится къ концу; можно
иредщі ть недалекое ];ремя . .когдаИіаша практика и вообіце юридн1
Стр.1
2
ческая аншіь почувствуютъ потребность свести добытый зіатеріа.іъ къ
обіцпвіъ результатамъ и найти т руководящія шгпі, безь которыхъ
ириложеиіе и р шепіе частпыхъ вопросовъ ітолучаютъ характеръ шаттіі,
случаипый и оторванный отъ общаго развитія зпаній и цивили*
зацііі.
ІІравов д ніе, какь и вс другія, особенно гуманный,
іщщ
постоянно ко.іебалось діежду направлеяіемъ пдеалышмъ n реальнымъ,
при чемъ, смотря но условіямъ и пастроенію общества, преобладало
то или другое. Вм ст съ т ыъ въ псторіи пауки никогда не исчезало
стрезіленіе уяснить принднпъ каждаго пзъ этпхъ иаправленій,
определить взаимное между ними отпошеніе и свести къ одному бол е
обідему и постоянному началу. Сь паиболыиимъ заиасомъ силъ и глубокимъ
понпманіемъ д іа сгреми.іся къ тому же и Каптъ. Но его
гепіальпый умъ и пеумоінмо-логическая носл дователы-іость показали,
намъ кажется , весьма ясно неисполнимость задачи и ограниченность
челов ческихъ силъ, д.ія которыхъ какъ-бы предуставлено постоянно
расширять кругъ своего в д нія, но никогда не переходить зав тпой
черты, окружающей міръ безконечный. Посл Канта было довольно
попытокъ со стороны идеалистовъ (Шеллингъ, Гегель) и реалистовъ
(Гербартъ, Дробишъ) перейти эту границу, но каждая изъ нихъ раз^бивалась
собственными противор чіями и лишь доказывала истинность
выводовъ Канта въ его критик чистаго разума. Пытались въ посл днее
время сказать свое слово и матеріалисты (крайняя школа реалистовъ),
но столь торжествующіе въ своей положительной сфер , они
впадали зд сь въ тотъ же гр хъ субьективныхъ, ироизвольныхъ гаданіп,
въ которомъ такъ справедливо упрекали идеалистовъ.
Въ настоящее время въ правов д ніа господствует!, направленіе
реальное, въ лучшемъ зпаченіи этого слова. Отказавшись отъ ироизвольныхъ
общпхъ прішциновъ права, оно стремится изсл довать всю
совокупность сигь, д Гіствующнхъ въ челов к , об;цеств и природ
Стр.2
и опред ллюшдіхъ образованіс права. Упрекають реашстовъ въ со»
единеніп началъ разниродныхъ, неііосл дователыіостп , невыдержан-?
ности метода; ДОЕОДЯТЪ упреки даже до того, что утверждаютъ, будто-»бы
нын шпіе реалисты, не давая ничего поваго , стоятъ на старой
абстрактно - идеальной почв , н суть не бо.і е какъ иродолженіе и
впдоизм неиіе одного и того же воззр пія идеалпстическаго. Упреки
въ пеиосл донательиостп и противор чіяхъ въ изв стнои степени справедливы;
но они должны падать не столько на реалистовъ, сколько на
общее состояпіе правов д нія и на условія нын шнеГі юридической
жизни. Позволить ссб спросить: воззшжно-лп строгое единство прішциповъ,
если жизнь г.редставляетъ начала разнородная, которыхъ
сродства и обобщепія не удаюсь еще открыть? Есгь-ли достаточно
дапныхъ для полной ііов рки началъ? Есть-лн возможность дать законченную
оиред лемность понятіямъ, когда многія области права еще
не вполн уяснили свое содержаніе, а другія являются лишь въ зародыш
, о зпачеиіи и м ст которыхъ въ систем права идетъ въ
наук горячій споръ (обществов д ніе, политика и др.) ? Неужели
реалисты, ради формальной логической носл довательности п проиавольпаго
единства принциповъ, должны опускать явленія.жпзіш вдц
насиловать факты?
Что же касается мысли, будто-бы нын шніе реалисты остаются
па старой идеальной почв , изм нивъ лишь названія предметовъ, то
она совершенно ложна. Идеалисты смотр ли на право какъ на произведете
челов ка, который устанавливаеть его по свошгь умозр ніямъ
и ц лямъ, и во всякое время можетъ изм ндть его. Реалисты видятъ
въ нрав произведете общпхъ сплъ, въ сред которыхъ челов ку
принадлежитъ лишь изв стная доля, большая или меньшая, смотря
по условіямъ жизни; сл довательно по ихъ воззр ніяаіъ право не
создается и не изм няется въ каждое время но самовластнымъ требованіямъ
челов ческаго разума. Прежде всяк^хъ преобразованій, не
Стр.3