Актуальные проблемы современной науки, № 1, 2017 Якубович И.А., доктор технических наук, профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) МОДЕЛИРОВАНИЕ РИСКА УТРАТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА ТЕРРИТОРИИ ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТОВ В качестве показателя состояния автодороги, расположенной на вечномерзлых грунтах, предполагается считать высоту ее насыпи. <...> Высота насыпи, не соответствующая изменившимся природно-климатическим условиям, свидетельствует о повышении риска утраты функциональности автодороги. <...> Сформирован перечень данных, необходимых для моделирования функциональности: параметры грунтов основания, показатели температурного режима территории, и характеристики насыпи. <...> Оператором преобразования исходных параметров в показатель функциональности являются действующие нормы расчета и проектирования автодорог. <...> Ключевые слова: эксплуатация автодорог, изменение климата, вероятностно-статистическое моделирование, снижение функциональности Снижение с течением времени эксплуатационных качеств автодороги, как и любого иного технического объекта, является ее неотъемлемым свойством. <...> Именно это свойство обуславливает необходимость систематического и целенаправленного восстановления ухудшающихся эксплуатационных свойств автодорог, что проявляется в проведении плановых и внеплановых ремонтов различной интенсивности. <...> При этом темпы естественного снижения эксплуатационных качеств дороги, расположенной на территории распространения вечной мерзлоты, предопределяются весьма широким спектром внешних воздействий [1], большинство из которых являются плохо управляемыми либо вовсе не управляемыми процессами. <...> К числу последних относятся и изменения физико-механических свойств грунтов, образующих тело автодороги и ее основание, происходящие под влиянием изменения уровня грунтовых вод на территории, постепенного засоления <...>