Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Русская речь  / №2 2017

Языковая модель мира (200,00 руб.)

0   0
Первый авторЛевчук
Страниц7
ID587388
АннотацияВ данной статье рассматривается понятие языковой модели мира, его краткая история. Дается обзор современных работ по этой теме. Автор предпринимает попытку показать ключевые понятия русского сознания на материале Конституции Российской Федерации
Левчук, Л.К. Языковая модель мира / Л.К. Левчук // Русская речь .— 2017 .— №2 .— С. 41-47 .— URL: https://rucont.ru/efd/587388 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ 41 Языковая модель мира © Л. К. ЛЕВЧУК В данной статье рассматривается понятие языковой модели мира, его краткая история. <...> Дается обзор современных работ по этой теме. <...> Автор предпринимает попытку показать ключевые понятия русского сознания на материале Конституции Российской Федерации. <...> Ключевые слова: конституция, языковая картина мира, языковая модель мира, Вайсгербер, Гумбольдт, Вежбицкая, русское сознание. <...> Понятие «языковая модель мира» («языковая картина мира» / «наивная картина мира» – эти термины обычно используются как синонимы) в настоящее время довольно популярно. <...> Наиболее подходящим, на наш взгляд, является определение А. Я. Гуревича, по которому под моделью мира понимается «сетка координат, при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в сознании» [1]. <...> Многие исследователи обращаются к данной теме с целью попытаться понять ментальность народа и его национальную специфику через язык. <...> Однако эта идея не нова: великий ученый Вильгельм фон 42 РУССКАЯ РЕЧЬ 2 /2017 Гумбольдт уже в XIX веке обращался к этой проблеме: «… <...> Язык дает человеку предпосылку для развития внутренних сил; когда мы стремимся к бесконечному, первое побуждение, отвагу и энергию на этом пути мы получаем от языка… <...> Влияние языка выражается в двоякого рода преимуществах – возвышении чувства языка и формировании своеобразного мировидения» [2]. <...> В его труде «О различии в строении человеческих языков и его влияние на духовное развитие человеческого рода» важное место занимает учение о языке и духе народа: «…понимание самобытной жизни народа и внутреннего строя отдельного языка, равно как степени его соответствия требованиям языка вообще, целиком зависит от умения увидеть своеобразие национального духа в его полноте. <...> Вместе с тем, язык есть орган внутреннего бытия, даже само это бытие, насколько оно шаг за шагом добивается внутренней ясности и внешнего воплощения <...>