А.А. Чанышев, кандидат философских наук, профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доцент кафедры политической теории Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ, e-mail: chanishev@bk.ru Ситуация тотального непонимания и «простые нормы морали» Современная ситуация часто проявляется и описывается как ситуация тотального непонимания. <...> Речь идет о принципиальной разорванности коммуникации и даже об отсутствии самих условий возможности последней. <...> Такой взгляд в законченном виде свойственен постмодернистскому сознанию: любое прочтение текста (а текст в данном случае — это любая семантическая система, в предельно широком смысле — культура в целом), призванное демистифицировать ложное «сознание», не дает целостно-рационального понимания. <...> «Возможность прочтения никогда нельзя считать само собой разумеющейся»55. <...> Опасность ситуации всеобщего непонимания, возможные катастрофические политические и социальные последствия такого положения дел не могут не беспокоить. <...> Разоблачительный пафос постмодернистской «деконструкции» направлен против свойственной Новому времени иллюзии возможности обретения твердых универсальных определений того, что такое человек и человечество, а вместе с тем — утверждения универсальных стандартов «человечности» (и «критерия прогресса») в нравственной и политико-правовой области. <...> По сути, вопрос, возникающий в связи с нынешней ситуацией утраты смысла (цели и целостности истории и жизни отдельного человека), — проблема нахождения новых оснований универсальной коммуникации, в поле которой могло бы осуществляться восстановление единства нашего миро- и самовосприятия (или, скорее, были бы заложены основания этого нового единства). <...> Хабермаса, который считает, что ценностный универсализм имеет пусть и не абсолютно четкую, но обнадеживающую перспективу, основанную <...>