ПРОХОРОВА ПРАВИЛА УСПЕШНОГО СТАРЕНИЯ Учебно-методическое пособие НОВОСИБИРСК 2016 ББК 60.542.18я73 Р 178 Авторский коллектив: д-р биол. наук, проф. кафедры психологии и педагогики НГТУ О.М. <...> Разумникова канд. филос. наук, доц. кафедры социальной работы и социальной антропологии НГТУ Л.В. <...> Прохорова Рецензенты: зав. кафедрой социальной работы и социальной антропологии НГТУ, д-р социол. наук, проф. <...> Л.А. Осьмук директор РОО «Ассоциация выпускников НГТУ–НЭТИ», руководитель Народного факультета НГТУ, канд. техн. наук, доц. <...> В.Б. Пономарев Подготовлено в рамках выполнения проекта № 15-06-10052 Российского гуманитарного научного фонда Работа издана при поддержке Ассоциации выпускников НГТУ–НЭТИ Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебно-методического пособия Разумникова О.М. <...> Р 178 Правила успешного старения : учебно-методическое пособие / О.М. Разумникова, Л.В. Прохорова. <...> Оно может быть полезно для слушателей Народного факультета НГТУ и работников геронтологических учреждений. <...> Значение когнитивной тренировки для сохранения функций мозга при старении . <...> Значение рационального питания в сохранении функций мозга при старении . <...> Обучение после выхода на пенсию и изменения в поведении вследствие пластичности функциональных связей в структурах мозга являются той основой, которая может обеспечить высокое качество жизни и в пожилом возрасте. <...> Однако развивающиеся при старении компенсаторные процессы в мозге и поведении позволяют сохранять высокую эффективность профессиональной деятельности и/или успешную жизнедеятельность после выхода на пенсию. <...> Определение факторов, которые следует учитывать в первую очередь, чтобы прогнозировать персонализированную траекторию «успешного» старения, является актуальной проблемой современной психофизиологии. <...> БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТАРЕНИЯ Возрастные изменения наблюдаются практически во всех клетках и системах организма, однако не <...>
Правила_успешного_старения.pdf
ББК 60.542.18я73
Р 178
Авторский коллектив:
д-р биол. наук, проф. кафедры психологии
и педагогики НГТУ О.М. Разумникова
канд. филос. наук, доц. кафедры социальной работы
и социальной антропологии НГТУ Л.В. Прохорова
Рецензенты:
зав. кафедрой социальной работы
и социальной антропологии НГТУ,
д-р социол. наук, проф. Л.А. Осьмук
директор РОО «Ассоциация выпускников НГТУ–НЭТИ»,
руководитель Народного факультета НГТУ,
канд. техн. наук, доц. В.Б. Пономарев
Подготовлено в рамках выполнения проекта № 15-06-10052
Российского гуманитарного научного фонда
Работа издана при поддержке
Ассоциации выпускников НГТУ–НЭТИ
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебно-методического пособия
Разумникова О.М.
Р 178
Правила успешного старения : учебно-методическое пособие /
О.М. Разумникова, Л.В. Прохорова. – Новосибирск: Изд-во
НГТУ, 2016. – 43 c.
ISBN 978-5-7782-3109-2
Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено для студентов,
обучающихся по специальности 040400.62 «Социальная работа и социальная
антропология» по предмету «Геронтология». Оно может быть полезно для
слушателей Народного факультета НГТУ и работников геронтологических
учреждений.
ББК 60.542.18я73
ISBN 978-5-7782-3109-2
© Разумникова О.М.,
Прохорова Л.В., 2016
© Новосибирский государственный
технический университет, 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................................... 4
1. Биологические и социальные основы старения ................................................ 5
2. Возрастные изменения познавательных процессов (памяти,
внимания, мышления) ....................................................................................... 12
3. Значение когнитивной тренировки для сохранения функций мозга
при старении ...................................................................................................... 17
4. Образ жизни и успешное старение ................................................................... 25
5. Роль физической активности в компенсаторных процессах,
обеспечивающих эффективную деятельность мозга ..................................... 30
6. Значение рационального питания в сохранении функций мозга
при старении ...................................................................................................... 33
Библиографический список .................................................................................. 41
Стр.3