Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
РОССИЙСКИЙ ГОС УДАРС ТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ
Актуальные проблемы
государственного контроля
и надзора, осуществляемого
органами исполнительной власти
Сборник научных трудов
Москва
2017
Стр.1
УДК 349.442
ББК 67.404
А43
А43
Актуальные проблемы государственного контроля и надзора,
осуществляемого органами исполнительной власти: Сборник научных
трудов. — М.: РГУП, 2017. — 196 с.
ISBN 978-5-93916-567-9
В соответствии с распоряжением ректора РГУП от 16.03.2016 г. № 27 отделом
административно-правовых исследований совместно с кафедрой административного
права был организован и проведен 27 апреля 2016 г. Круглый стол «Актуальные
проблемы государственного контроля и надзора, осуществляемого органами
исполнительной власти».
В работе Круглого стола приняли участие ведущие ученые-юристы НИИ
Академии Генеральной прокуратуры РФ, Московского государственного юридического
университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), Финансового университета
при Правительстве РФ, Института законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве РФ, Российского университета дружбы народов, Московского
университета МВД России, представители Уполномоченного по правам
человека в РФ, Министерства экономического развития России, практические
работники федеральных и региональных контрольно — надзорных органов.
По итогам работы Круглого стола была принята резолюция, в которой участники
решили обратиться в Верховный Суд РФ и Правительственную комиссию
по административной реформе с предложением об устранении избыточных
и дублирующих функций контрольно-надзорных органов, а также о снижении
чрезмерного административного принуждения.
ISBN 978-5-93916-567-9
© Коллектив авторов, 2017
© Российский государственный
университет правосудия, 2017
Стр.2
Содержание
Основной доклад
Стахов А. И. Проблемы и перспективы снижения чрезмерного
использования административного принуждения в сфере
государственного контроля и надзора, осуществляемого
органами исполнительной власти ............................................................ 5
Выступления участников круглого стола
Бут Н. Д. Влияние законодательства о контрольно-надзорной
деятельности в России на эффективность защиты прокурором
прав предпринимателей ............................................................................. 28
Зырянов С. М. Проблемы оценки эффективности
государственного контроля (надзора) ................................................... 39
Кононов П. И., Ившина Г. Г. Проблемы применения органами
государственного контроля (надзора) мер административноправового
реагирования на выявленные при проведении
проверок нарушения обязательных требований .............................. 45
Штатина М. А. О подходах к правовому регулированию
государственного контроля и надзора ................................................... 62
Лапина М. А. Процедурная регламентация публичного контроля
(надзора) на примере экономической сферы правоотношений ... 70
Головко В. В., Бекетов О. И., Майоров В. И. О соотношении
контроля и надзора в области обеспечения безопасности
дорожного движения .................................................................................. 78
Хусяйнова С. Г. Проблемы государственного контроля (надзора)
в сфере жилищно-коммунального хозяйства ..................................... 89
Ашмарина Е. М. К вопросу о роли экономического права
как системообразующей конструкции отношений
(в частности в сфере административной деятельности) ................ 95
Кобзарь-Фролова М. Н. Соблюдение публичных и частных
интересов при проведении таможенного контроля и применении
мер административной ответственности за правонарушения
в области таможенного дела ................................................................ 101
3
Стр.3
Актуальные проблемы государственного контроля и надзора,
осуществляемого органами исполнительной власти
Гоголев А. М. Налоговый мониторинг как элемент
организационно-правового механизма государственного
администрирования в области налогов и сборов ............................ 109
Карпухин Д. В. Административное принуждение
в банковской сфере: тенденции развития ......................................... 117
Шабуня В. В. Обеспечение безопасности в сфере
электроэнергетики: проблемы контроля и надзора ....................... 127
Лаврентьев А. Р. О проекте федерального закона
«Об основах государственного и муниципального
контроля и надзора в Российской Федерации» .............................. 136
Губенко Е. С. Административная реформа в Российской
Федерации: цели, основные направления, этапы .......................... 148
Кокарева К. С. Правовая природа государственного контроля
и надзора. Разграничение понятий «государственный контроль»
и «государственный надзор» ................................................................. 156
Фарафонова М. В. Сравнительно-правовой анализ зарубежного
и российского законодательства о реализации предписания
органом, осуществляющим государственный надзор (контроль) .. 161
Шалманов Е. Г. Применение и оценка доказательств в виде
электронных документов, полученных из различных открытых
источников и баз данных в рамках осуществления контрольных
мероприятий в сфере государственного регулирования цен
(тарифов), при осуществлении производства по делам
об административных правонарушениях .......................................... 170
Мартынова О. В. Историко-правовые особенности
конкурентных отношений в дореволюционный период России .. 174
Абрамович А. Ю. Историко-правовые аспекты становления
и развития института административного принуждения
в банковской сфере .................................................................................... 179
Резолюция круглого стола «Актуальные проблемы
государственного контроля и надзора, осуществляемого
органами исполнительной власти» ................................................... 189
Стр.4
Актуальные проблемы государственного контроля и надзора,
осуществляемого органами исполнительной власти
органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
не унифицированы и не систематизированы в полной
мере;
• при оценке нарушений законодательства, выявляемых в ходе
контрольно-надзорных проверок юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, имеет место параллельное применение
мер административного принуждения. Выявляемые в ходе
контро льно-надзорной проверки нарушения административного
и иного публичного законодательства квалифицируются как нарушения
обязательных требований, влекущие применение комплекса
пресекательно-восстановительных мер за рамками производства
по делам об административных правонарушениях.
Одновременно, выявленные нарушения обязательных требований
квалифицируется как административные правонарушения,
влекущие применение пресекательно-наказательных мер, предусмотренных
КоАП РФ;
• унифицированные процедуры доказывания и единый перечень
доказательств, применяемых по фактам нарушений обязательных
требований, выявляемых в ходе контрольно-надзорных проверок,
не разработаны и, как следствие, не коррелируют с институтами
доказывания и доказательств по делам об административных правонарушений,
предусмотренными КоАП РФ. При этом КоАП РФ
допускает использование в качестве доказательств по делам
об административных правонарушениях результаты проверок, проводимых
в ходе осуществления государственного контроля и надзора.
В этой связи контрольно-надзорными органами для сбора
доказательств по выявляемым фактам административных правонарушений,
как правило, не применяется институт административного
расследования и соответствующие ему меры обеспечения
производства, предусмотренные КоАП РФ;
• в настоящее время в КоАП РФ имеются процессуальные
нормы, не соответствующие общим принципам правосудия.
В частности, в КоАП РФ закреплены процедуры разбирательства
в судах общей юрисдикции по делам об административных правонарушениях,
в которых исключается состязательность для административных
органов, возбуждающих данные категории дел
и передающих их в суд для разрешения по существу. В ст. 28.1.
КоАП РФ закреплены процедурные правила, по сути, препятст192
Стр.192
Резолюция круглого стола «Актуальные проблемы государственного
контроля и надзора, осуществляемого органами исполнительной власти»
вующие своевременному рассмотрению дел об административных
правонарушениях, выявляемых в ходе проведения проверок
государственного контроля и надзора. Указанная норма противоречит
ст. 24.1. КоАП, установившей в качестве одной их основных
задач производства по делам об административных правонарушениях
своевременное выяснение обстоятельств каждого
дела, так как не допускает по выявляемым фактам административных
правонарушений в ходе проведения проверки государственного
контроля и надзора осуществлять своевременный сбор
доказательств в порядке производства, регламентированного
КоАП РФ.
2. Участники Круглого стола решили:
2.1. Обратиться в Правительственную комиссию по административной
реформе с предложением об устранении избыточных
и дублирующих функций контрольно-надзорных органов, а также
о снижении чрезмерного административного принуждения путем
разработки трех взаимосвязанных федеральных законов, устанавливающих
единый порядок досудебного административного
принуждения, призванный гармонизировать применение норм
КоАП РФ и ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,
а именно:
1) процессуального закона, регламентирующего превентивную
деятельность контрольно-надзорных органов — федерального закона
«Об административном контрольно-надзорном производстве»;
2) процессуального закона, регламентирующего административно-принудительную
деятельность контрольно-надзорных органов
— Кодекса административной юрисдикции Российской
Федерации;
3) материального закона, регулирующего административную ответственность
— Кодекса Российской Федерации об административной
ответственности.
В федеральном законе «Об административном контрольно-надзорном
производстве» предлагается разделить понятия
государственного конроля и государственного надзора, осуществляемого
органами исполнительной власти, закрепить процедурные
правила, регламентирующие единый порядок органи193
Стр.193
Актуальные проблемы государственного контроля и надзора,
осуществляемого органами исполнительной власти
зации проверок, нацеленных на предупреждение нарушений
административного и иного публичного законодательства (в том
числе, нарушений обязательных требований и административных
правонарушений), а также предупреждение угроз личной,
общественной, государственной безопасности, создаваемых
юридическими и физическими лицами. В рамках данного административного
производства целесообразно выделить в качестве
самостоятельной категории административных дел контрольнонадзорные
дела, определить участников данных дел, детализировать
их процессуальные права, обязанности, гарантии, реализуемые
в ходе организации и проведения контрольно-надзорных
проверок.
В Кодексе административной юрисдикции Российской Федерации
предлагается закрепить процедурные правила, регламентирующие
единый досудебный порядок применения административно-принудительных
мер, связанных с выявлением, пресечением
и устранением нарушений законодательства в административноправовой
сфере (в том числе, нарушений обязательных требований
и административных правонарушений). В Кодексе целесообразно
закрепить коррелирующие институты доказывания и доказательств
по делам о нарушениях обязательных требований и делам
об административных правонарушениях, выявляемых в ходе контрольно-надзорных
проверок, а также определить досудебный единый
порядок разрешения дел о нарушениях обязательных требований
и дел об административных правонарушениях, исключающий
дублирование и чрезмерное использование мер административного
принуждения.
В Кодексе Российской Федерации об административной ответственности
предлагается установить принципы административной
ответственности, закрепить перечень административных наказаний
и определить порядок их назначения и исполнения, раскрыть такие
важнейшие категории как событие и состав административного
правонарушения, охарактеризовать основные виды административных
правонарушений, ввести институты индивидуализации
административной ответственности, в том числе институт освобождения
от административной ответственности, институт смягчения
административного наказания, определить смягчающие и отягча194
Стр.194
Резолюция круглого стола «Актуальные проблемы государственного
контроля и надзора, осуществляемого органами исполнительной власти»
ющие обстоятельства, закрепить составы административных правонарушений.
2.2.
Обратиться в Верховный Суд РФ с предложением о разработке
совместными усилиями с Российским государственным университетом
правосудия единых состязательных для контрольнонадзорных
органов, процедур административного судопроизводства
применяемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами
по делам об административных правонарушениях.
Резолюция принята на итоговом заседании Круглого стола
27 апреля 2016 года.
Стр.195
Научное издание
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
И НАДЗОРА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО
ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Издание осуществлено в авторской редакции
Корректор Е. В. Ермичева
Оформление, верстка: А. А. Гришин
Формат 60х90 1
Подписано в печать 9.03.2017.
/ 16
. Усл. печ. л. 12,25. Тираж 100 экз.
Российский государственный университет правосудия
117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69
Стр.196