Являлись попытки общихъ взглядовъ на ту или ыную эпоху и даже на весь ходъ русской жизни. <...> 17 де
о УД ЛЬНЫІІ ПЕРІОДЪ сійскаго^. <...> Неудивительно поэтому, что въ древне-русской нсторіи, гд фактическая разра
ботка значительно подвинута впередъ, гд количество матеріала зам тно не увеличивалось, разница-же была только въ групиировк и осв щеніи его, мы видимъ больше философсішхъ обобщеній, ч мъ въ средней и особенно новой. <...> Разработка уд льно-в чеваго періода началась еще съ прошлаго в ка, но въ ней не было еще той исторической критики въ широкомъ смысл этого слова, которая была создана Шлецеромъ. <...> Пріемы исторпческаго изсл дованія у Погодина очень просты: л тописный матеріалъ онъ ра'спред ляетъ по изв стнымъ формальнымъ рубрикамъ, не допуская себ ни мал йшаго отступленія въ область общнхъ взглядовъ и теорій; дал е буквальпаго пониманія л тописнаго текста онъ не идетъ; смыслъ фактовъ онъ изм ряетъ ихъ количествомъ, обращая факты въ цифровую величину. <...> Такимъ образомъ „Древняя русская исторія" Погодина им етъ н которое значеніе по группировк , хотя чисто механической, однородиыхъ фактовъ. <...> Оамостоятельнаго взгляда на уд льно-в чевую эпоху у . <...> Мы не будемь останавливаться зд сь на н которыхъ другихъ мен е важныхъ поныткахъ изложенія древне-русской исторіи—л3анискахъ касательно русской исторіи" Екатерины II f) и „Россійскои нсторіи" ПІтриттера *). <...> ) Доведена до 1462 года; сухая п скучная комшіляція. г
4
УД ЛЫШЙ <...>
Удельный_период_и_его_изучение.pdf
Дм, ^эагал я.
.»* /;
ГО
, :
//зь февральской книжки „Кіевской Старины,"
ІЬ^І^В ^
|
| (
Ші\
КІЕВЪ.
Типографія Г. Т. КорчаЕъ-Новицкаго, МпаЗловская р. , собств. доиъ.
іш
-
I
^хі.
Стр.1
J
i \ "
Удельный періодъ и его изученіе ^. -
Въ современной русской исторической литератур нужно отметить
два теченія. Съ одной стороны идетъ только изданіе памятниковъ,
и такимъ документальнымъ направленіемъ характеризуются
преимущественно семидесятые годы. Количество вновь изданныхъ
матеріаловъ для новой русской исторіи XVIII в ка таково, что
приводит* въ трепетъ иссл дователя. Всномннмъ только, какая
масса документовъ издана нашими учеными обществами (Русскимъ
Историческимъ, Московскимъ—Исторіи и Древн. Рос. и пр.) и спеціальньши
историческими журналами (Русскою Стариною, Русскимъ
Архивомъ и др.). Независимо отъ чисто историческихъ документовъ
было собрано и издано множество матеріаловъ по русской
народной словесности (Рыбниковымъ, Безсоновымъ, ІПеииымъ, Далемъ,
Головацкимъ, Антоиовичемъ, Чубинсшшъ) и археологіи (въ
трудахъ археологическихъ съ здовъ, спеціальныхъ археологическихъ
журналахъ и отд льныхъ изданіяхъ).
Но рядомъ съ этимъ шла и разработка политической и бытовой
исторіи какъ въ отд льныхъ монографіяхъ, такъ и въ общнхъ
сочияеніяхъ. Являлись попытки общихъ взглядовъ на ту или ыную
эпоху и даже на весь ходъ русской жизни.
Уже Соловьевъ въ основаніе своей „Исторіи Россіи" положилъ
опред ленную идею народнаго самосознанія; личности являются
для него только представителями этого самосознанія; развитіе
;ке общества идетъ органически, а не случайно. Поэтому-то „ІІсторія
Россіи" стоить несравненно выше „Исторіи государства рос*)
Пробная декція, читанная въ имя. харьковскомъ уиив рситет 17 декабря
1882 года магнстромъ русской псторіи Д. И. Багал емъ.
Стр.2
о
УД ЛЬНЫІІ ПЕРІОДЪ
сійскаго^. Можно не соглашаться съ оиред деніемъ т хъ студеней,
которыя прошло русское общество отъ колыбели своей до нын шняго
зр лаго возраста; но нельзя спорить противъ основной мысли
автора—лостепеннаго развитія идеи самосознанія.
Естественно, что ч мъ больше разработана изв стная эпоха,
т мъ бол е возможности уловить ея общій духъ. Неудивительно
поэтому, что въ древне-русской нсторіи, гд фактическая разработка
значительно подвинута впередъ, гд количество матеріала
зам тно не увеличивалось, разница-же была только въ групиировк
и осв щеніи его, мы видимъ больше философсішхъ обобщеній, ч мъ
въ средней и особенно новой. Тоже самое приложимо въ частности
и къ уд льному періоду.
Является такимъ образомъ необходимость разобраться въ мн -
иіяхъ и взглядахъ, стоящихъ часто въ противор чіи другъ съ другомъ.
Конечно, затронутый нами вопросъ слишкомъ обширенъ для
того, чтобы его можно было исчерпать въ теченіе одной лекціи;
но мы и не дретендуемъ на это, а дадимъ только краткій ' конспекта
того, что явилось результатомъ нашего пзученія уд льнаго
періода.
Разработка уд льно-в чеваго періода началась еще съ прошлаго
в ка, но въ ней не было еще той исторической критики въ широкомъ
смысл этого слова, которая была создана Шлецеромъ.
^Исторія Россіи съ древн йшихъ временъ" Татищева, не смотря
на многія свои достоинства, нредставляетъ изъ себя сводную л тонись
до смерти еодора Іоанновича, при чемъ н которыя изв стія
почерпнуты изъ недошедшихъ до насъ источниковъ.
Почти тоже самое можно сказать и о книг Арцыбашева я
Пов
ствованіе о Россіиа
. Хотя Арцыбашевъ издалъ свое сочиненіе
посл кн. Щербатова и даже Карамзина, но оно прямо прямыкаетъ
къ сводамъ л тописныхъ изв стій въ род „Исторіи" Татищева.
Самъ Арцыбашевъ сознается, что онъ сличалъ слово въ слово,
а иногда буква въ букву вс л тописи, какія могъ им ть. Впрочемъ
книга Арцыбашева им етъ значеніе по т мъ прим чаніямъ,
которыя заішочаютъ въ себ опред леніе древнихъ географическихъ
ішваній или-же крнтическій разборъ изв стій иностранцевъ.
Сюда-же до некоторой степени примыкаютъ труды еще одного
историка, хотя д ятельность его относится ко второй четверти
Стр.3