Интеллектуальное наследие АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИИ ВЕРУЮЩЕГО В РАБОТАХ А.И. <...> Осмысление масштабных эмпирических исследований 1960-х гг. ставит перед учеными целый ряд вопросов, в том числе и в области психологии религии. <...> Наиболее обсуждаемой становится тема построения типологии верующих. <...> В 1971 г. в серии «Вопросы научного атеизма» выходит тематический номер, целиком посвященный проблемам психологии религии. <...> Одним из первых в этот период «выходит в поле», а затем осмысляет полученные материалы с точки зрения социологии и психологии религии Александр Ильич Клибанов. <...> Современные исследователи истории изучения религии в СССР по-разному оценивают этот период и вклад исследователей тех лет в развитие отечественного религиоведения. <...> Среди них можно выделить принцип от частного к общему (анализ отдельных персоналий, их работ и далее – обсуждение общего контекста эпохи и т.п.) и от общего к частному (выявление базовых правил, ного фонда (РГНФ) «Психология религии в России: XIX–начало XXI века», грант № 16-03-00799. <...> Анализ психологии верующего в работах А.И. Клибанова этапов, принципов в работе научного сообщества). <...> А.И. Клибанов подчеркивает, что «тема психологии верующих является наименее изученной»9 . <...> Именно анализ психологии верующего в работах Клибанова будет находиться в фокусе нашего рассмотрения. <...> На его примере мы постараемся ответить на более общий вопрос о месте и роли работ Клибанова в истории отечественного религиоведения. <...> Полевые исследования 1959–1961 гг. в Черноземье (в основном посвященные анализу современного состояния так называемых христианских сект) под руководством А.И. Клибанова упоминались чаще всего коллегами по цеху, исследователями того или иного конкретного направления, в том смысле, что Клибанов «был первопроходцем, заложил основы, а мы пойдем дальше в осмыслении движения “Х”»13 исследователей мы встречаем лишь краткие ссылки на некоторые работы Клибанова по изучению современного состояния <...>