Философские науки – 1/2017 Границы логического ФИЛОСОФСКАЯ ЛОГИКА: ТРИЛЕММА НОМОЛОГИИ, «СОЦИОЛОГИИ» И «ФИЗИОЛОГИИ»* (в связи с выходом книги Е.Г. Драгалиной-Черной «Неформальные заметки о логической форме») И.Б. МИКИРТУМОВ Логика как философская наука, которую еще 150 лет назад считали остановившейся в своем развитии, пережив в начале ХХ в. революцию и разделившись на философскую и математическую ветви, со второй половины ХХ в. утратила монополию на свой предмет, который включает выраженные в формах языка формы мысли, правила рассуждений и законы доказательств. <...> В когнитивной психологии, в лингвистике, в компьютерных науках сформировалось и непрерывно расширяется поле эмпирических и прикладных исследований когнитивных и коммуникативных актов, в которых реализуется логическое. <...> Масштаб и притязания таких исследований делают актуальным вопрос о том, не принадлежит ли предмет философской логики целиком и полностью науке экспериментальной, и не следует ли рассматривать феномены логического как, с одной стороны, социальные, а с другой, – естественные, отводя самодескрипции и рефлексии философа в лучшем случае роль источника эвристик. <...> Этой проблеме, оказывающейся, в конечном счете, проблемой демаркации границ современной философской логики, посвящена вышедшая недавно книга Е.Г. Драгалиной-Черной «Неформальные заметки о логической форме»1 намеревался написать рецензию2 . <...> Сначала я на эту работу, но ее широта и содержательное многообразие открывают возможность, следуя за ходом изложения и за наиболее интересными сюжетами, проанализировать характер брошенного философской логике вызова в целом, что я и постараюсь сделать. <...> Общими для всех «логик» являются предмет – рассуждение и доказательство, и метод – формальный анализ, причем именно «формальность» издревле позволяла логике притязать на необходимый характер открываемого знания, и, тем самым, на полноценную научность. <...> Иными словами, описанная <...>