Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Рождение науки. Аналитическая морфология, классификационная система, научный метод (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЛюбарский Г. Ю.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц194
ID584869
АннотацияКак из народной систематики рождается научная? Как рождаются научные понятия, произвольно придумываются, рационально конструируются или происходят еще каким-то образом? Как из обычных слов создаются термины? Как появляется наука, что нужно для возникновения метода научного знания? Ответить на эти вопросы полным образом пока, наверное, невозможно, но уже можно дать несколько картин того, как это происходит, в свете недавних изменений в наших представлениях об истории науки. Содержательной темой, на примере которой раскрываются эти непростые вопросы, является развитие ботаники, научная революция, связанная с именами Чезальпино и Линнея.
ISBN978-5-94457-206-6
УДК001:582(091)
ББК72:28.59
Любарский, Г.Ю. Рождение науки. Аналитическая морфология, классификационная система, научный метод / Г.Ю. Любарский .— Москва : Языки славянской культуры, 2015 .— 194 с. — Библиогр.: с. 180-191 .— ISBN 978-5-94457-206-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/584869 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Рождение_науки._Аналитическая_морфология,_классификационная_система,_.pdf
Г. Ю. Любарский Рождение науки Аналитическая морфология, классификационная система, научный метод Языки славЯнской культуры Москва 2015
Стр.2
УДК 001 ББК 72 Л 93 Л 93 Любарский Г. Ю. Рождение науки. Аналитическая морфология, классификационная система, научный метод — М.: Языки славянской культуры, 2015. — 192 с., вкладка. ISBN 978-5-94457-206-6 Как из народной систематики рождается научная? Как рождаются научные понятия, произвольно придумываются, рационально конструируются или происходят еще каким-то образом? Как из обычных слов создаются термины? Как появляется наука, что нужно для возникновения метода научного знания? Ответить на эти вопросы полным образом пока, наверное, невозможно, но уже можно дать несколько картин того, как это происходит, в свете недавних изменений в наших представлениях об истории науки. Содержательной темой, на примере которой раскрываются эти непростые вопросы, является развитие ботаники, научная революция, связанная с именами Чезальпино и Линнея. УДК 001 ББК 72 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. © Изд-во «Языки славянской культуры», 2015 ISBN 978-5-94457-206-6 © Любарский Г. Ю., 2015
Стр.3
Содержание Предисловие .............................................................................................5 Расстановка декораций ............................................................................9 Ещё один пролог: откуда берут новых людей .....................................19 Реконструкции ........................................................................................29 Реконструкция классификации живых существ: отсутствующее у Парацельса ...................................................30 Алхимия Древнего Китая и классификация растений ..................34 Полный список системы ..................................................................38 Система Устери .................................................................................42 О соотношении системы таксонов и жизненных форм ................46 Лестница и метла ..............................................................................53 История систематики растений ............................................................61 Народная биология и локальная биота ...........................................61 Лингвокультурные универсалии ..................................................63 Антропоцентризм и искусственность народных «таксонов» ...69 Первая научная программа Аристотеля ......................................72 Недостаточность концепции о народной таксономии ...............79 Средневековые гербалисты и рождение естественной истории в XVI в. ...........................85 История естественной истории ....................................................85 Четыре поколения натуралистов ..................................................91 Изменения XVI в.: техники трансляции знания и создание предмета науки.....101 Техника точного описания ..........................................................101 Изменения опыта для его трансляции .......................................102 Предмет «растение» ....................................................................104 История, ограниченная технологией .........................................110 Классификация и ранги ..............................................................111 Андреа Чезальпино и рождение систематики .............................114
Стр.4
4 Оглавление Чезальпино и Галилей: первичная морфология .......................116 Философия систематики Чезальпино ........................................123 Чезальпино и Гарвей: об индукции ...........................................130 Вслед за забытым основателем ..................................................135 Реконструкция программы классификации Линнея .........................141 Линия Линнея .................................................................................142 Редукция Линнея ............................................................................145 Новая морфология .......................................................................145 Формула Линнея ..........................................................................147 План творения ..............................................................................150 Комбинативная система ..............................................................153 Ранги у Линнея ............................................................................155 Странные аналогии: будущее в прошедшем .............................157 Ослепление наблюдателя ............................................................160 Ньютон биологии ........................................................................163 Из царей природы в голые обезьяны: конец антропоцентризма .....167 Как перепрыгнуть пропасть в два прыжка ........................................173 Литература ............................................................................................180
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.