Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 644910)
Контекстум

Современное образование и воспитание войск (190,00 руб.)

0   0
Первый авторПотто Василий Александрович
Издательстворед. журн. "Воен. сб."
Страниц102
ID58398
Потто, В.А. Современное образование и воспитание войск / В. Потто; В.А. Потто .— : ред. журн. "Воен. сб.", 1875 .— 102 с. — URL: https://rucont.ru/efd/58398 (дата обращения: 12.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Восіштаніе солдата должно начинаться съ перваго дня поступленія его на службу и начинаться непрем нно съ нравственнаго и умственнаго его развитія. <...> Всякій изъ насъ обязанъ способствовать лоддержанію, развитію ж укр пленію этихъ чувствъ въ своихъ додчиненныхъ. <...> Вм ст съ т мъ, солдатъ долженъ пріучиться любить и уважать свое званіе. <...> Для этого необходимо развить его самолюбіе и изб гать всего, что можегъ запугать новобранца, какъ-то: жесткости, сурово сти, грубости и излишней требовательности. <...> Возвысить личность, а сл довательно и духъ молодого солдата, возможно только въ томъ случа , когда эта личность будетъ уважаема, и когда солдатъ, при вс хъ условіяхъ службы, будетъ встр чать въ своихъ начальникахъ всегда одинаковое, ровное и справедливое съ нимъ обращеніе. <...> Дисциплинарный уставъ опред ляетъ въ точности права и обязанности каждаго чина и, получивъ строгое прим неніе къ жизни войскъ, наибол е всего можетъ способствовать развитію какъ нравственной самостоятельности, такъ и понятія о долг . <...> Но практика показала полн йшую несостоятельность подобнаго взгляда и привела къ тому, что въ войскахъ, потерявншхъ всякое сознаніе въ томъ, чт5 важно и что неважно,—точна «исполняться стало не то, что важн е, а то, чтб вядн е (*)». <...> Занятія съ молодымъ солдатомъ начинаются обыкновенно съ того, что его заставляютъ заучивать молитвы, имена Особъ Императорскаго Дома и имена начальниковъ; потомъ читаютъ или разсказываютъ ему о подвигахъ, совершенныхъ русскою арміею, въ особенности полкомъ, въ которомъ онъ служитъ, говорятъ о лицахъ, отличившихся въ ря~ дахъ его мужествомъ и храбростію, о знакахъ отличія, которые за служены полкомъ на пол сраженія, и этимъ <...>
Современное_образование_и_воспитание_войск.pdf
мигам ОБРШВШ ВОСПИТАНІЕ ЕОЙСКЪ, •-*f; И В. Потто. (йздаяіе редакцііі журнала «Военный Сбормкъ»). С.-ПЕТЕРВУРГЪ. ПЕЧАТАНО ВЪ ТИПОГРАФХИ ДЕПАРТАМЕНТА УД ЛОВЪ (Литейный просп.> ^* 39). 13*75
Стр.1
Дозволено цензурою. 29-го ноября 1875 года. 2007042864
Стр.2
СОВРЕМЕННОЕ ОБМЗОВШ I ВОСІШІЕ ВОІИ. В в е д е н і е. нія Восіштаніе солдата должно начинаться съ перваго дня поступлеего на службу и начинаться непрем нно съ нравственнаго и умственнаго его развитія. Первая и самая священная обязанность каждаго солдата—это безпред льная любовь и преданность своему Государю, в рность присяге, которую онъ принялъ, и знамени, подъ которымъ онъслужитъ. Всякій изъ насъ обязанъ способствовать лоддержанію, развитію ж укр пленію этихъ чувствъ въ своихъ додчиненныхъ. Вм ст съ т мъ, солдатъ долженъ пріучиться любить и уважать свое званіе. Для этого необходимо развить его самолюбіе и изб гать всего, что можегъ запугать новобранца, какъ-то: жесткости, суровости, грубости и излишней требовательности. Возвысить личность, а сл довательно и духъ молодого солдата, возможно только въ томъ случа , когда эта личность будетъ уважаема, и когда солдатъ, при вс хъ условіяхъ службы, будетъ встр чать въ своихъ начальникахъ всегда одинаковое, ровное и справедливое съ нимъ обращеніе. Эти основанія сознаны и осуществлены уже у насъ дисцшшгнарнымъ уставомъ. Дисциплинарный уставъ опред ляетъ въ точности права и обязанности каждаго чина и, получивъ строгое прим неніе къ жизни войскъ, наибол е всего можетъ способствовать развитію какъ нравственной самостоятельности, такъ и понятія о долг . Нельзя не обратить ввиманія на установленную этимъ уставомъ і
Стр.3
_ 4 — строгую соразм рность взыскашй, ч мъ достигается то, что солдагъ начинаетъ понимать различіе между второстепенными и главными служебными обязанностями. Онъ долженъ знать, что неопрятно од ться или упустить отдать установленную честь совс мъ не то, что net исполнить, наприм ръ, служебнаго приказанія или заснуть на часахъ. Прежде существовало мн ніе, что ежели строго наказывать за мелочныя отступленія, то солдатъ не осм лится подумать нарушить что нибудь важное. Но практика показала полн йшую несостоятельность подобнаго взгляда и привела къ тому, что въ войскахъ, потерявншхъ всякое сознаніе въ томъ, чт5 важно и что неважно,—точна «исполняться стало не то, что важн е, а то, чтб вядн е (*)». При воспитаніи солдата этого упускать изъ виду не сл дуетъ. Занятія съ молодымъ солдатомъ начинаются обыкновенно съ того, что его заставляютъ заучивать молитвы, имена Особъ Императорскаго Дома и имена начальниковъ; потомъ читаютъ или разсказываютъ ему о подвигахъ, совершенныхъ русскою арміею, въ особенности полкомъ, въ которомъ онъ служитъ, говорятъ о лицахъ, отличившихся въ ря~ дахъ его мужествомъ и храбростію, о знакахъ отличія, которые заслужены полкомъ на пол сраженія, и этимъ стараются вселить въ. новобранца воинскій духъ, любовь къ военному д лу и ту дисциплину, безъ которой немыслима никакая поб да. Одинъ изъ нашихъ генераловъ говарнвалъ часто: «Неучи поб дить еще могутъ; но люди безъ дисциплины не поб дятъ никогда». Служебныя занятія солдата ограничиваются въ первое время знакомствомъ его съ уставами о службахъ внутренней и гарнизонной. Оба сказанные устава равно необходимы и важны въ воспитательномъ отношеніи, и усвоеніе изъ нихъ того, что прямо относится къ солдату, составляетъ первостепенную необходимость. Сюда относятся: сущность военной дисциплины, правила отданія чести, обязанности рядоваго въ кругу внутренней службы и, наконецъ, обязанности era на часахъ, въ патрул и на дневальств . Но для того, чтобы нижніе чины, кром ум нья и навыка исполнять все, требуемое отъ нихъ въ строю и на служб , знали и пошшали свои служебныя обязанности, какъ въ ротахъ, такъ и въ эскадронахъ, преподаются имъ св д нія, который обязательны для каждаго рядоваго и должны быть усшны ими въ теченіе перваго же года ихъ службы. Св д нія эти, преподаваемыя рядовымъ непрем нно путемъ устнаго толкованія, и притомъ т ми ближайшими начальниками, на которыхъ (*J Драгомировъ: «Записки тактвяЕ для воевкыхъ учихищъ». Часть 1-я.
Стр.4
— 5 — іежитъ отв тственность за ихъ строевое и вообще служебное образованіе, подробно изложены въ дриказ по военному в домству (*) ж заключаются въ сл дующемъ: 1) Молитва Господня, симводъ*в ры и десять запов дей съ краткимъ толкованіемъ ихъ по молитвеннику, изданному для православныхъ воиновъ. 2) Назначеніе солдата и присяга. 3) Зяаченіе знамени или штандарта. 4) Время сформированія полка и отличія, полученныя имъ за военные подвиги. 5) Въ какомъ отд леніи, полувзвод , рот и баталіон (въ кавадеріи: взвод , эскадрон и дивизіон ), полку, бригад , дивизіи, корпус и округ сдужитъ. Какъ разд ляется полкъ, баталіонъ и рота (въ кавалеріи дивизіонъ и эскадронъ). Какъ называются полки своей дивизіи и какая артилерійская бригада при дивизіи состоитъ. 6) Чины и фамиліи вс хъ своихъ прямыхъ начальниковъ, начиная съ ближайшаго до главнокомандующаго включительно, а также военнаго министра. 7) Имена Государя Императора, Государыни Императрицы, Насл дника Цесаревича, Государыни Цесаревны, д тей Насд дника, сыновей и братьевъ Государя Императора и шефа части. 8) Сущность и обязанности, налагаемыя военною дисциплиною. Правила отданія чести нижними чинами въ различныхъ случаяхъ. Порядокъ подачи просьбъ и предъявленія жалобъ и претензій. 9) Роды дисциплинарныхъ взысканій, налагаемыхъ на рядоваго, и степень власти начальниковъ въ наложеніи взысканій до ротнаго или эскадроннаго командира включительно. Различные виды ареста. Зам на ареста во время похода и въ другихъ случаяхъ. О разряд щтрафованныхъ. 10) Правила по содержанію какъ себя, такъ и вещей своихъ въ чистот и исправности. 11) Обязанности дневальнаго въ рот и въ эскадрон , у воротъ, въ лагер и на поход , а въ кавалеріи—и на конюшн . 12) Обязанности часоваго, патрульнаго и конвойнаго при караульной служб и при сопровожденіи арестаетовъ. 13) Обязанности часоваго въ сторожевой ц пи, а въ кавалеріи— и въ разъ зд . 14) Награды по служб . 15) Довольствіе отъ казны деньгами, вещами и провіантомъ. Ка(*) Приказъ по военному в дояству 1875 г., № 52.
Стр.5