ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УЧЕТ И КОНТРОЛЬ 2- 2017 Подушевые нормативы как основа повышения экономической эффективности в общем образовании Республики Узбекистан Дустмухаммад Х.У., канд. экон. наук, старший научный сотрудник Банковско-финансовой академии РУз В научной статье расмотренны основные направления расходов государственного бюджета, их роль и значения в реформах системы народного образования. <...> А также обоснованы системы предложений и практических рекомендаций по эффективному управлению расходов в учреждениях народного образования в услвиях применения нормативного подушевого метода выделения средств из государственного бюджета. <...> Ключевые слова: государственный бюджет, финансирование, финансовые ресурсы, подушевое финансирование, базовые нормативы, обзор литературы. <...> Вопросы, связанные с развитием общего образования, его значением и улучшением, обсуждаются практически во всех странах. <...> Разговор идет о том, какие модели предоставления образовательных услуг существуют, какой должна быть система организации, финансирования и управления общим образованием, чтобы, с одной стороны, обеспечить всем учащимся высокий уровень знаний, а с другой — эффективно использовать выделяемые на эти цели финансовые ресурсы. <...> В качестве меры повышения эффективности бюджетных расходов на образование предлагалось осуществлять финансирование на основе нормативов на одного учащегося. <...> При поддержке идеи в целом отмечается ограниченность применения нормативного подушевого метода выделения средств. <...> То есть норматив перестает быть единым для всех — каждое учреждение имеет свои расходы и, соответственно, свой норматив. <...> В целях совершенствования механизма финансирования учреждений народного образования, расширения самостоятельности и повышения 18 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УЧЕТ И КОНТРОЛЬ 2- 2017 ответственности образовательных учреждений в решении финансовоэкономических вопросов, целевого и эффективного использования <...>