Шнирельман «ОБЩЕЕ ПРОШЛОЕ»: ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И ТАТАРСТАНСКИЕ ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ* Идеологический плюрализм, характерный для 1990-х гг., в начале 2000-х стал вызывать у власти беспокойство. <...> Эти намерения стали еще более определенными после того, как в 2009 г. партия власти «Единая Россия» объявила своей идеологической © Шнирельман В. А., 2016 Шнирельман Виктор Александрович — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. <...> При этом «российской нации» дается «цивилизационная трактовка», делающая акцент не на политических институтах, а всё на той 111 № 4 2016 В. А. Шнирельман же культурно-исторической основе и «единстве исторической судьбы». <...> С этой точки зрения полезно проанализировать, как история воспринимается в национальных республиках, готовы ли там воспринять такую единую версию истории или там имеются свои версии, которые с трудом увязываются с взглядом на историю из федерального центра. <...> Показательным примером может служить версия истории татарского народа, которая преподавалась в Татарстане и в некоторых существенных моментах отличалась от представленной в федеральных учебниках. <...> Обсуждение проекта 112 единого школьного учебника, предложенного президентом Путиным, покаСегодня татары претендуют на роль одного из важнейших субъектов зало, что в Татарстане имелся иной взгляд на историю, не совпадавший с федеральным. <...> Татары являются одним из крупнейших народов России. <...> Они отличаются высоким уровнем образования, располагают сильной интеллектуальной элитой и хранят память о славном прошлом, когда их предки не только обладали своим собственным независимым государством (Казанское ханство), но и властвовали в огромной империи (Золотая Орда). <...> Между тем, в российской исторической традиции татары веками изображались одними из самых коварных и жестоких недругов Руси. <...> Эта традиция была оживлена в СССР начиная с 1940-х гг., что неизменно вызывало раздражение <...>