039.59 ВЛИЯНИЕ ИМПУЛЬСОВ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА НА РАБОТУ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ © Б.Д. Христофоров, д-р техн. наук, профессор, Институт динамики геосфер РАН, Москва, Россия Разработаны методы моделирования воздействия плазмы и нагретого воздуха на двигатели летательных аппаратов при взрывах, разрядах и лазерном облучении. <...> Определены уровни энергии, необходимые для нарушения газодинамической устойчивости воздушно-реактивных двигателей при разных режимах их работы на низких высотах и дозвуковых скоростях. <...> ВВЕДЕНИЕ Взрывы ВВ, электрические разряды и лазерное облучение в режимах плазмообразования широко применяются в производстве, в научных исследованиях и моделировании [1, 2]. <...> Возможность направлять и концентрировать действие взрыва, разряда и облучения трубами широко применяется в технологических разработках и модельных исследованиях [6, 7]. <...> Меняя состав продуктов взрыва ВВ, можно менять параметры испускаемого излучения для защиты летательных аппаратов от ракет с самонаведением [8, 9]. <...> Ниже приведены результаты исследований параметров ударных волн и плазмы при взрывах, разрядах и лазерном облучении на входе и внутри воздухозаборников летательных аппаратов (ЛА) для моделирования воздействия гроз, пожаров и других природных и техногенных воздействий на двигатели ЛА для определения характерных уровней энергии воздействия, необходимой для нарушения газодинамической устойчивости воздушно-реактивных двигателей. <...> 1, 2 показаны типичные установки для отработки методик и проведения модельных исследований, а также фотография ударной волны (УВ), вытекающей из трубы при взрыве в ней ВВ [1, 2]. <...> В опытах с разрядом применялась батарея конденсаторов емкостью до 13000 мкФ, напряжением до 5 кВ, запасаемой энергией до 160 кДж. <...> При разряде батареи через плоский проводник возникал электрический взрыв. <...> При облучении преград импульсными лазерами на длине волны 1,315 мкм возникал плазменный <...>