Эммануил Эльевич был ярко и разносторонне одаренным человеком, оставившим глубокий след в душах тех, кому посчастливилось с ним общаться. <...> Замечательный математик – теоретик и прикладник – Э.Э. Шноль ни в коей мере не принадлежал к числу “узких специалистов”. <...> Его интересы не ограничивались какими-либо разделами математики или даже всей математикой – по своей природе он был естествоиспытателем в широком смысле этого слова. <...> Э.Э. Шноль родился 26 августа 1928 г. Его отец Эли Гершевич Шноль был энциклопедически образованным человеком, знатоком языков, религиозным философом, чья педагогическая и просветительская деятельность была прервана в 1933 г. лагерем – он вышел оттуда безнадежно больным и скончался в 1940 г. Мать Фаина Яковлевна Юдович, психолог, педагог-словесник, воспитала троих сыновей. <...> Все они стали известными учеными, докторами наук, выбрав различные области естествознания: Эммануил – математику, Симон – биологию, Яков – геологию. <...> DOI: https://doi.org/10.4213/rm9751 197 198 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ Врожденный математический талант Э.Э. Шноля проявляется с ранних лет. <...> В студенческие годы он участвует в работе семинаров И.М. Гельфанда и Г.Е. Шилова, занимаясь нормированными кольцами (см. более поздние публикации [1] и [2]) и размышляя над 5-й проблемой Гильберта. <...> В 1948 г. И.М. Гельфанд приглашает своих учеников Э.Э. Шноля и А.М. Молчанова поступить к нему в аспирантуру Математического института им. <...> Эммануил Эльевич успешно сдает вступительные экзамены в аспирантуру, однако анкетные данные становятся преградой, и в течение последующих четырех лет он проходит службу в армии. <...> По окончании армейской службы Э.Э. Шноль три года работает учителем математики в одной из московских школ; контакты со своими выпускниками он поддерживал до последних дней жизни. <...> Эммануил Эльевич активно участвовал в бурной математической деятельности института, и ряд его идей впоследствии был претворен в жизнь коллегами. <...> В эти годы в Научном центре <...>