Славяноведение, № 1 © 2017 г. Н.Н. СТАРИКОВА СЛОВЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ 1990-х годов В статье рассматривается литература Словении в первое десятилетие после обретения государственной самостоятельности (1991). <...> Наиболее значимыми этапами словенского литературного процесса ХХ в. можно считать межвоенное двадцатилетие с его «атмосферой свободного художественного поиска, идейных и философских споров и значительного художественного плюрализма» [1. <...> На закате титовской эпохи литературные инициативы словенских писателей, по сути, заменили «отсутствующие институты “нормального” политического плюрализма» [2. <...> Несмотря на то, что официально «Nova revija» имела подзаголовок «культурный ежемесячник», издание не только обращалось к проблемам культуры, литературы и искусства, но и вело яростную полемику по общественно-политическим и национальным вопросам, касающимся как словенского, так и общеюгославского контекста, став, фактически, первым легальным органом политической оппозиции, с его страниц впервые в Словении публично прозвучали требования демократизации, введения многопартийной системы, установления конфедерации. <...> Янчар в заключительном резюме подчеркивают, что новые условия требуют новой системы национальных духовных ценностей [4. <...> Это и «время постмодернизма», и время «транзитивности», в которое формируется «литература переходного периода», время доминирования «автопоэтик». <...> Литература независимой Словении активно искала не только свое место в новой системе координат, но и новые способы взаимодействия с действительностью, стремясь быть востребованной в контексте всей меняющейся европейской общественно-политической архитектоники. <...> И в этом смысле круг проблем, с которыми столкнулась словенская литература в 1990-е, сходен с теми, что решали другие литературы, имевшие за плечами опыт социалистического строительства. <...> Новак в основном озабочены проблемой себя в постмодернизме, а не постмодернизма <...>