ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33 Авангардное в поэтике «Жизни Клима Самгина» М. Горького <...> © Л. М. БОРИСОВА, доктор филологических наук, © Е. А. БЕЛОВА В статье обращается внимание на геометризм и другие виды знаковой образности, различные проявления абсурда, деконструктивизма, деперсонализации, принцип остранения в поэтике горьковского романа – признаки, свидетельствующие о творческом родстве М. Горького <...> Но более всего влияние авангардной поэтики ощутимо 34 РУССКАЯ РЕЧЬ 1/2017 в романе-завещании Горького, однако эта тема до сих пор не поднималась в исследовательской литературе. <...> Общей чертой двух утопий является и эсхатологическая составляющая: новый мир не может быть создан раньше, чем разрушится старый, причем в обоих случаях социальный апокалипсис – только часть космического. <...> По отношению к вселенной герои Горького и будетляне настроены столь единодушно, что в общем хоре голоса одних невозможно отличить от голосов других: «Мир – усмешка, что теплится на устах повешенного» (Хлебников), «Мир – пустота, которую необходимо заполнить» (Дмитрий Самгин), «Природа – бессмысленная злая свинья» (Макаров), «Возьму и убью солнце!» <...> В «Жизни Клима Самгина» небо «проломлено колокольнями церквей», а отраженные в воде звезды «похожи на капельки жирного пота». <...> И о социальных проблемах на тех собраниях, которые посещает Самгин, ораторы рассуждают в самых футуристических выражениях, призывают «переломать кости» действительности [2]. <...> Авангардное слово Горького существует в прозаическом (во всех смыслах) контексте. <...> При этом поэтика романа резко контрастирует со старомодной манерой созданного всего несколькими годами ранее «Дела Артамоновых». <...> Но ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35 если у Филонова, Хлебникова, Заболоцкого с образом животного связана тоска о первозданном мире, то Горький всегда стремился уйти от первобытности, максимально цивилизовать природу. <...> «Крошится» словами, гримасами, судорогами развинченного <...>