Л. Троцкий.
ОБ ИБСЕНЕ
Источник: Л. Троцкий. Проблемы культуры. Культура старого мира. (Л. Троцкий. Сочинения. Том
20. Москва-Ленинград, 1926)
Оригинал здесь: http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl472.htm.
Говорят, что в глазах своих лакеев великие люди не имеют никакого обаяния. Но зато, с другой
стороны, личное знакомство с великими людьми превращало и превращает в лакеев, как о том можно
нередко судить на основании относящихся сюда документов.
Норвежский писатель Джон Паульсон*128, рассказывающий в своих "Воспоминаниях"* о своих
отношениях к Генриху Ибсену, не составляет исключения из этого обидного правила. Так, например, он с
глубоким сочувствием приводит слова своего друга, норвежского художника, сказанные после посещения
им Ибсена: "Да, видишь ли, в сущности он ничего не говорил, но его манера, как он набивал мне трубку,
его взгляд, когда он подавал мне ее, прямо-таки растрогали меня!". Высшую степень душевного лакейства
трудно себе представить!
/* Выдержки из этих "Воспоминаний", напечатанные в своих частях, относящихся к Генриху Ибсену, в III
книге "Мир Божий" за 1901 год, и подали нам повод для настоящего "письма".
В общем "Воспоминания" Паульсона дают крайне мало материала для выяснения своеобразной
физиономии знаменитого писателя. Сообщаемые Паульсоном факты совершенно незначительны и
сдобрены в небольших дозах самодельной философией и в громадных долях душевным лакейством перед
"великим соотечественником". Но памятуя, что la plus jolie fille de France ne peut donner plus que ce qu'elle a
(самая красивая девушка Франции не может дать больше того, что имеет), постараемся воспользоваться
тем малым, что дает Паульсон, в связи с тем многим, что дают сочинения самого Ибсена.
"Когда Ибсен, этот великий скептик, потрясший все наши старые идеалы, - за бутафорским
пафосом у Паульсона дело не стоит! - высказывал в разговоре одну дерзновенную мысль за другой, г-жа
Ли (жена известного норвежского писателя), воспитанная в старой верующей чиновничьей семье, иногда
возражала ему, ссылаясь на св. писание". Она видимо считала Ибсена "революционером". Сам Паульсон
находит, что революционером Ибсен являлся "лишь в беседах, да в своих произведениях, а никак не в
ежедневном своем быту".
Точно ли Ибсен - "революционер"?
Почтенная дама в своем взгляде на Ибсена исходила из сопоставления его взглядов со св.
писанием; Паульсон противопоставил "дерзновенные мысли" Ибсена убогим кодексам собственной
морали и философии; мы же попытаемся свести "революционные" идеи Ибсена на очную ставку с
объективными социально-историческими условиями. Ответ на поставленный вопрос выяснится сам
собою.
В 1870 г. Ибсен писал Георгу Брандесу: "Все, чем мы ныне питаемся, лишь крохи со стола
революции прошлого столетия, и пища эта достаточно-таки пережевана и пережевана. Понятия
нуждаются в новом содержании и в новом истолковании. Понятия "свобода, равенство и братство" давно
уже перестали быть тем, чем были во времена покойной гильотины. Вот чего не хотят понять
политические революционеры, и вот почему я их ненавижу. Эти господа желают только специальных
переворотов, переворотов во внешнем. Но все это пустяки. Переворот человеческого духа - вот в чем
дело!". Пока что революционного тут мало...
Паульсон тоже понимает, что хотя "свобода для Ибсена то же, что воздух, но понимает он ее не
столько в смысле гражданской, сколько личной. Что толку, в самом деле, - прибавляет Паульсон уже от
собственного разума, - обладать правом голоса, если не выработать себе свободы личности?".
Свобода личности! Переворот человеческого духа!.. Но всякие ли общественные условия
позволяют выработать "свободу личности", и точно ли "переворот человеческого духа" может быть
совершен независимо от внешних условий? На эти вопросы Ибсен не умел ответить: более того, он даже
не умел их поставить.
Общественные преобразования Ибсен не ставит почти ни во что. Партии, эти великие культурные
силы современности, в союзе с которыми только и можно воздействовать в желательном направлении на
общество, Ибсен третирует с презрением одиноко стоящего умственного аристократа. "Партийные
программы, - говорит д-р Штокман, - убивают всякую жизнеспособную истину", и еще сильнее: "партия -
это точно насос, которым у людей постепенно выкачивают рассудок и совесть!" ("Враг народа"). Ибсен
Стр.1