Чиркин* О порядке принятия федерального закона в России (верна ли формулировка ч. 1 ст.105 Конституции РФ?) <...> В статье рассматривается порядок принятия законов в России и в мире. <...> После революционной ликвидации абсолютных монархий в демократических странах мира утвердились тезисы: законы государства принимаются не монархом, а парламентом, а парламент — единственный законодательный орган (о законах субъектов федераций и некоторых территориальных автономий тогда речь не шла). <...> В ХVIII—ХIХ вв., когда к конституции включались такое положения, существовали двухпалатные парламенты. <...> В России парламент двухпалатный, но формулировка такова, что положение о принятии закона как будто сведено к одной палате. <...> 105 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы принимает Государственная Дума. <...> На наш взгляд, ни общее положение о парламенте, ни норма российской Конституции о Государственной Думе не отражают всей сложности процесса принятия закона в государстве в изменившихся условиях нашего времени. <...> Текст, принятый парламентом как закон, на деле может не стать им, если его не подпишет глава государства, а тексту, принятому только Государственной Думой, может угрожать еще и вето другой палаты, которое может быть не преодолено. <...> В отдельных зарубежных странах (например, в США), немало случаев, когда законы, принятые парламентом, так и не стали ими, а остались принятыми парламентом законопроектами, поскольку парламент не преодолел вето главы государства. <...> Во Франции, Италии других странах были случаи, когда Сенат не подтверждал тексты законопроектов, принятые нижней палатой, и они не стали законами. <...> В России Совет Федерации также отклонял тексты, принятые Государственной Думой, и они принимались только после согласительной комиссии. <...> Необходимо уточнить конституционные формулировки о реализации конституционного права принимать законы, и не только в российской Конституции, но и в конституциях других стран <...>