Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вопросы языкознания  / №1 2017

А. А. ПЛОТНИКОВА. СЛАВЯНСКИЕ ОСТРОВНЫЕ АРЕАЛЫ: АРХАИКА И ИННОВАЦИИ. М.: ИНСТИТУТ СЛАВЯНОВЕДЕНИЯ РАН, 2016. 320 С. [A. A. PLOTNIKOVA. SLAVYANSKIE OSTROVNYE AREALY: ARKHAIKA I INNOVATSII [SLAVIC INSULAR AREAS: ARCHAIC AND INNOVATIVE FEATURES]. MOSCOW: INSTITUTE FOR SLAVIC STUDIES, 2016. 320 P.] ISBN 978-5-7576-0353-7. (200,00 руб.)

0   0
Первый авторМакарцев Максим Максимович
Страниц6
ID581039
АннотацияТермин «островной ареал», восходящий к немецкой диалектологии середины XIX в. ([Riehl 2010: 335]; там же см. библиографию вопроса), достаточно быстро осваивается ареальной лингвистикой. В последнее время он был заимствован и смежными дисциплинами, которые обращались к славянским традициям, существующим в иноязычном и инокультурном окружении. Знаковой здесь стала книга «Славянские языковые и культурные острова» [Nowicka, Głuszkowski 2013]. Она открывается серией статей о польских островных ареалах в Восточной Европе и Азии (т. е. определяющим является взгляд из материнского ареала на островной, причем авторы выходят за пределы собственно лингвистики и обращаются также к национальной идентичности, истории национального движения, идеологии и социологии), но дальше рассматривается случай Боснии (проблема богомильства и боснийского ислама) как религиозного островного ареала (wyspa wyznaniowa), а завершает сборник серия статей про старообрядцев на польских землях (островной языковой, религиозный и культурный ареал). Таким образом, понятие островного ареала в литературе последних лет выходит за пределы лингвистики и применяется к ряду явлений, которые выделяют некоторые группы на фоне их окружения
Макарцев, М.М. А. А. ПЛОТНИКОВА. СЛАВЯНСКИЕ ОСТРОВНЫЕ АРЕАЛЫ: АРХАИКА И ИННОВАЦИИ. М.: ИНСТИТУТ СЛАВЯНОВЕДЕНИЯ РАН, 2016. 320 С. [A. A. PLOTNIKOVA. SLAVYANSKIE OSTROVNYE AREALY: ARKHAIKA I INNOVATSII [SLAVIC INSULAR AREAS: ARCHAIC AND INNOVATIVE FEATURES]. MOSCOW: INSTITUTE FOR SLAVIC STUDIES, 2016. 320 P.] ISBN 978-5-7576-0353-7. / М.М. Макарцев // Вопросы языкознания .— 2017 .— №1 .— С. 149-154 .— URL: https://rucont.ru/efd/581039 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Slavyanskie ostrovnye arealy: arkhaika i innovatsii [Slavic insular areas: Archaic and innovative features]. <...> Максим Максимович Макарцев Институт славяноведения РАН, Москва, 119991, Российская Федерация; makarcev@bk.ru Maxim M. Makartsev Institute of Slavic Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, 119991, Russian Federation; makarcev@bk.ru Термин «островной ареал», восходящий к немецкой диалектологии середины XIX в. <...> ; там же см. библиографию вопроса), достаточно быстро осваивается ареальной лингвистикой. <...> Знаковой здесь стала книга «Славянские языковые и культурные острова» [Nowicka, Głuszkowski 2013]. <...> Она открывается серией статей о польских островных ареалах в Восточной Европе и Азии (т. е. определяющим является взгляд из материнского ареала на островной, причем авторы выходят за пределы собственно лингвистики и обращаются также к национальной идентичности, истории национального движения, идеологии и социологии), но дальше рассматривается случай Боснии (проблема богомильства и боснийского ислама) как религиозного островного ареала (wyspa wyznaniowa), а завершает сборник серия статей про старообрядцев на польских землях (островной языковой, религиозный и культурный ареал). <...> Таким образом, понятие островного ареала в литературе последних лет выходит за пределы лингвистики и применяется к ряду явлений, которые выделяют некоторые группы на фоне их окружения. <...> Рассматриваемая монография А. А. Плотниковой «Славянские островные ареалы: арРабота выполнена в рамках гранта РНФ №16-18-02080 «Русский язык как основа сохранения идентичности старообрядцев Центральной и Юго-Восточной Европы». хаика и инновации» расширяет и обосновывает применение термина «островной ареал» * 150 Вопросы языкознания 2017. <...> Эти признаки островной ментальности можно увидеть и в описываемых в монографии сообществах: у старообрядцев Добруджи (липован), градищанских хорватов Австрии, боснийских мусульман. <...> Например, боснийская идентичность декларируется некоторыми славянами-мусульманами Нови-Пазара, Горы и Западной Македонии, поскольку она воспринимается <...>