Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 509740)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.
Вопросы философии  / №1 2017

ПРОЦЕСС И РЕАЛЬНОСТЬ ЧАСТЬ Ι (200,00 руб.)

0   0
Первый авторУайтхед
Страниц12
ID581028
АннотацияЭта глава содержит предварительный набросок основных понятий, составляющих философию организма. Всё последующее обсуждение в этих лекциях1 призвано прояснить это краткое изложение и показать, что оно воплощает общие понятия, неизбежно предполагаемые в нашем мыслительном опыте – предполагаемые, но редко выраженные явным образом. Четыре понятия могут быть выделены в этом кратком изложении, так как именно они расходятся с предшествующей философской мыслью. Это понятия ‘актуальной сущности’ (actual entity), ‘схватывания’ (prehension), ‘соединения’ (nexus) и ‘онтологического принципа’ (ontological principle)2. Философская мысль создала себе сложности, работая только с очень абстрактными понятиями, такими как чистое восприятие, чистое внутреннее ощущение, чистая эмоция, чистая цель, чистое явление, чистая причина. Всё это – призраки старых “официальных учений”, изгнанных из психологии, но все еще преследующих метафизику. Не может быть ‘чистого’ сочетания (togetherness) таких абстракций. В результате философские рассуждения подвержены заблуждению ‘подмены конкретного’ (1). На базе этих трех понятий – актуальная сущность, схватывание, соединение – была сделана попытка основать философскую мысль на наиболее конкретных элементах нашего опыта
ПРОЦЕСС И РЕАЛЬНОСТЬ ЧАСТЬ Ι [Электронный ресурс] / Уайтхед // Вопросы философии .— 2017 .— №1 .— С. 169-180 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/581028

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Категориальная схема* А.Н. УАЙТХЕД Раздел Ι Эта глава содержит предварительный набросок основных понятий, составляющих философию организма. <...> Четыре понятия могут быть выделены в этом кратком изложении, так как именно они расходятся с предшествующей философской мыслью. <...> Это понятия ‘актуальной сущности’ (actual entity), ‘схватывания’ (prehension), ‘соединения’ (nexus) и ‘онтологического принципа’ (ontological principle)2. <...> Философская мысль создала себе сложности, работая только с очень абстрактными понятиями, такими как чистое восприятие, чистое внутреннее ощущение, чистая эмоция, чистая цель, чистое явление, чистая причина. <...> На базе этих трех понятий – актуальная сущность, схватывание, соединение – была сделана попытка основать философскую мысль на наиболее конкретных элементах нашего опыта. <...> ‘Актуальные сущности’ – также называемые ‘актуальными случаями’ (actual occasions) – окончательно реальные вещи, из которых собран мир. <...> Они отличаются друг от друга: и Бог есть актуальная сущность, но ею же является самое ничтожное дуновение экзистенции в далеком пустом пространстве. <...> Все конечные факты есть актуальные сущности; и эти актуальные сущности представляют собой капли опыта, сложные и взаимозависимые. <...> В своем возвращении к понятию множественности актуальных сущностей философия организма во всех отношениях является картезианской. <...> ‘Онтологический принцип’ расширяет и углубляет общий принцип, утверждаемый Локком в его “Опыте” (Кн. <...> Понятие ‘субстанции’ трансформировано в ‘актуальную сущность’, понятие силы – в принцип, согласно которому причины вещей всегда находятся в составной природе определенных актуальных сущностей, например, в природе Бога как высшей безусловности или в природе определенных временных актуальных сущностей, причины которых отсылают к частному состоянию среды. <...> Онтологический принцип можно резюмировать так: если нет актуальной сущности, то нет причины. <...> Разбиение в ходе анализа актуальной <...>