2016.4.12 ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЭКСПРЕССИЙ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ЧЕТКОСТИ ПРИ СТРОБОСКОПИЧЕСКОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ЛИЦА И ЕГО МАСКИРОВКЕ Владимир А. <...> Лободинская1,3 1 Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация 2 Институт психологии РАН, г. Москва, Российская Федерация 3 Московский институт психоанализа, г. Москва, Российская Федерация * E-mail: vladimir.barabanschikov@gmail.com Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14–18–03350 «Когнитивные механизмы невербальной коммуникации») Изучалась роль кажущегося движения лица в оценке базовых эмоциональных экспрессий в благоприятных и затрудненных условиях восприятия. <...> Ранее было показано, что при наличии детальной информации о конфигурации лица движение не приводит к повышению точности оценок эмоций. <...> В психофизическом эксперименте варьировались модальность экспрессии (6 базовых эмоций и нейтральное лицо), контекст, время экспозиции лица (50, 100 либо 200 мс) и степень его расфокусированности (четкие либо размытые изображения). <...> Содержание контекста определялось типом стимульной ситуации: стробоскопической экспозицией экспрессий на фоне нейтрального лица либо их прямой и обратной зрительной маскировкой рандомизированным паттерном. <...> Расфокусированность обеспечивалась применением фильтра Гаусса со значениями 20, 40 либо 60 пикселей. <...> Данные анализировались методом логистической регрессии со смешанными эффектами; частоты верных ответов в экспериментальных условиях сопоставлялись с помощью линейных контрастов. <...> Обнаружено, что в условиях стробоскопической экспозиции возникновение кажущегося движения обеспечивает сохранение точности распознавания базовых эмоций даже в наименее благоприятных условиях восприятия (при минимальном времени экспозиции и максимальной расфокусированности 197 , Ольга А. <...> Королькова1,3 , РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2016 ТОМ 13 № 4 RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2016 VOL. <...> Для четких <...>