Министерство культуры Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Южно-Уральский государственный институт искусств
им. П.И. Чайковского»
Факультет социокультурной деятельности
Отделение организации и постановки культурно-массовых
мероприятий и театрализованных представлений
СБОРНИК СЦЕНАРИЕВ
КОНКУРСНО-ИГРОВЫХ ПРОГРАММ
VIII ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА
ИГРОВОГО ТВОРЧЕСТВА
«ЧИЖИК-2015»
Практические рекомендации
Челябинск 2017
Стр.1
УДК 791.6
ББК 85.34
С23
Сборник сценариев конкурсно-игровых программ VIII Всероссийского
фестиваля-конкурса игрового творчества «Чижик-2015»: практические рекомендации
/ сост. В. В. Шибицкий, А. В. Ступак. – Челябинск : Южно-Уральский
государственный институт искусств им. П. И. Чайковского, 2017. – 171 с.
В сборнике представлены сценарии конкурсно-игровых программ, которые были
показаны 18-21 ноября 2015 года на VIII Всероссийском фестивале-конкурсе игрового
творчества «Чижик-2015».
Сборник включает в себя практические рекомендации для преподавателей и студентов
средних специальных и высших учебных заведений. Материалы сборника могут
оказать методическую помощь работникам досуговых учреждений культуры, организаторам
и ведущим шоу-программ.
Пособие дает возможность вооружить организаторов досуговой деятельности детей
и подростков содержанием практического материала, технологиями и формами проведения
мероприятий. Рекомендации могут быть использованы учителями, педагогамиорганизаторами
общеобразовательных школ, воспитателям дошкольных учреждений.
В приложении приводятся Положение о фестивале, план подготовки и программа,
критерии оценок игровых программ, рекомендации форм записи ремарок в сценарии.
Предложенный список литературы поможет как начинающим, так и практикующим специалистам
в области досуговой деятельности при создании сценариев и режиссуры конкурсно-игровых
программ.
Составители:
Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель Южно-Уральского
государственного института искусств им. П. И. Чайковского В. В. Шибицкий
Заведующий отделением организации и постановки культурно-массовых мероприятий
и театрализованных представлений Южно-Уральского государственного
института искусств им. П. И. Чайковского А. В. Ступак
Ответственный редактор:
Кандидат педагогических наук Южно-Уральского государственного института
искусств им. П. И. Чайковского Т. А. Данилова
Рецензенты:
Кандидат культурологии, старший преподаватель Челябинского государственного
института культуры Н. А. Лысова
Магистр социокультурной деятельности, преподаватель Южно-Уральского
государственного института искусств им. П. И. Чайковского А. Б. Чипышев
Печатается по решению Редакционно-издательского совета ЮУрГИИ
им. П. И. Чайковского
© ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, 2017
2
Стр.2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В документах по модернизации образования до 2020 года указано, что в
современном обществе изменяются цели и задачи образования и воспитания.
Радикальные преобразования социально-политического уклада российского
общества обусловили необходимость модернизации системы воспитания детей
от дошкольного возраста до совершеннолетия. Значительная роль в становлении
личности отводится всестороннему воспитанию. Процесс воспитания
многосторонен, он не ограничивается нахождением ребенка в стенах образовательной
организации, а продолжается в ходе любой деятельности, в
том числе и в культурно-досуговой, в которую в той или иной степени включены
все слои современного общества. Этот вид деятельности привлекает и
обращает человека к культуре, а также реализует его потребность в релаксации,
отдыхе, развлечении, коммуникации. В соответствии с таким социальным
запросом, культурно-досуговая деятельность является основой воспитания
детей вне школьных занятий. Одной из форм культурно-досуговой деятельности
являются конкурсно-игровые программы. Предлагаемый нами
сборник включает в себя содержательный материал для проведения различных
форм досуговой деятельности.
В пособии раскрываются современные подходы к пониманию сущности
педагогической технологии успешного введения детей в социокультурную
среду общества через игровые формы работы. Материалы сборника позволят
студентам, преподавателям, воспитателям детей и подростков овладеть современными
методиками педагогической работы с учетом своеобразия интересов,
возрастных особенностей детского и подросткового возраста.
В пособии представлены технологии проведения досуговой деятельности
как методологические ориентиры, обеспечивающие направления воспитательной
работы через содержание и структуру игровой деятельности. Предлагаемые
методики проведения игровой деятельности способствуют формированию
интереса детей разного возраста к русским народным сказкам, к родному
языку, к родной природе, к национальным праздникам и традициям, к
учебному и физическому труду. Рекомендуемые игровые технологии способствуют
привитию детям таких качеств гражданина, как любовь к Родине, к
родным местам, к труду, уважение к старшим, к национальным традициям, к
сверстникам других стран и народов. В процессе игровой деятельности дети
осваивают умения работать в коллективе, выступать перед зрителями, участвовать
в театрализованных постановках, в конкурсных программах.
Мы рассматриваем понятие «игра» как в широком, так и в узком смысле.
В широком смысле игра определяется как философская категория, как вид
человеческой деятельности и как воспитательный метод. Наше пособие ори3
Стр.3
ентирует на понимание и такой особенности игры, как вид досуговой деятельности
и как элемент конкурсно-игровой программы. В пособии представлены
возможности использования различных подходов к решению проблемы
формирования нравственных качеств детей в процессе их участия в игровой
деятельности.
Структура сборника включает в себя конкурсно-игровые программы в
номинациях «спектакль-игра» и «монопрограмма». Учитывая многоплановость
культурно-досуговой деятельности, мы предлагаем объединить разноплановые
мероприятия такой формой культурно-досуговой деятельности, как
фестиваль. Фестиваль обладает множеством функций, проявляющихся посвоему
в каждой конкретной игре. Доминирующую роль в проведении фестиваля
играют развлекательные и познавательные функции, которые позволяют
реализовать педагогические и воспитательные задачи. Технологии организации
и проведения фестиваля не ограничиваются жесткими требованиями, но
предполагают использовать творческие подходы педагогов-организаторов к
организации досуговой деятельности детей и подростков. Материалы предлагаемого
сборника позволяют определить содержательную часть не только такой
формы работы, как фестиваль, но и других видов конкурсноравлекательных
программ.
Авторы-составители В. Шибицкий, А. Ступак
4
Стр.4
ЧЕЛЯБИНСК ИГРАЕТ, ЖИВЕТ И КУРАЖИТСЯ...
Вместо заключения
Одна старая мудрость гласит, что, если проанализировать любую человеческую
деятельность до самых пределов нашего познания, она покажется
не более чем игрой.
Игра – это великое изобретение человека. И, как всякое изобретение,
она нуждается не только в осмыслении, но и в реализации на практике. Говорить,
рассуждать об игре интересно, но еще интереснее – играть. Достаточно
«полистать» программы телевидения, и почти на каждом канале найдем игру
и нескончаемую очередь желающих в ней участвовать. В планах работы досуговых
учреждений на первом месте тоже оказывается игра.
Главным действующим лицом в игровой программе является остроумный,
внимательный к аудитории ведущий, владеющий актерскими и сценарно-режиссерскими
навыками. Но где взять такого всесторонне развитого шоумена,
как называют сами себя ведущие игровых программ? Его надо готовить.
Для этого и существуют соответствующие специализации в училищах и
колледжах, институтах и академиях культуры.
Научить азам любой профессии легко, но чтобы стать настоящим ведущим
– необходимо овладеть не только профессиональными знаниями, а также
иметь огромное желание трудиться в этой сфере. От программы к программе
растет мастерство ведущего. Чтобы вызвать веселый смех детей (да и взрослых),
надо тщательно отбирать шутки, розыгрыши, игры, песни, уметь импровизировать
и совершенствовать свое мастерство.
Всероссийский фестиваль-конкурс игрового творчества, проводимый в
ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского на факультете социокультурной деятельности,
является творческой мастерской для студентов и преподавателей.
Позади уже VIII Всероссийский фестиваль-конкурс «Чижик-2015».
Участникам вручены Гран-при и дипломы лауреатов. А перед вами – очередной
сборник сценариев конкурсно-игровых программ, представленных на фестивале.
Данный
сборник сценариев игровых программ ориентирован на творческое
самовыражение, предназначен в помощь студентам, педагогаморганизаторам
и начинающим режиссерам театрализованных представлений.
Надеемся, что данный сборник послужит источником вдохновения для создания
собственных игровых программ.
В. Шибицкий, исполнительный директор фестиваля,
заслуженный работник культуры РФ;
А. Ступак, режиссер фестиваля-конкурса
155
Стр.155
Рекомендуемая литература
1. Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности : учебник
для студентов учреждений высшего профессионального образования
/ И. М. Асанова, С. О. Дерябина, В. В. Игнатьева. – 2-е изд., испр. и
доп. – Москва : Академия, 2012. – 192 с.
2. Мордасов, А. А. Принципы режиссуры театрализованных представлений
и праздников : монография / А. А. Мордасов; Челяб. гос. акад.
культуры и искусств. – Челябинск, ЧГАКИ, 2014. – 120 с.
3. Мордасов, А. А. Атмосфера : художественная сценическая праздничная.
Приложение "Упражнения от..." : учебное пособие / А. А. Мордасов
; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск : ЧГАКИ, 2014.
- 163 с.
Дополнительная литература
1. Буткевич, М. М. К игровому театру : в 2 т. Т.1. Лирический трактат / М.
М. Буткевич. – Москва : ГИТИС, 2010. – 703 с.
2. Игры: энцикл.: сб. / сост. В. А. Черноземцев. – Юж-Урал. кн. изд-во;
Оренбург. кн. изд-во, 1995. – 800 с.
3. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня : пер. с нидерл. / пер.
с нидерл. В. В. Ошиса; общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. – Москва :
Прогресс ; Прогресс-Академия, 1992. – 464 с.
156
Стр.156