Новые методы и технологии УДК 622.692.4.053 Выбор оптимальных параметров транспортирования битуминозной нефти на примере Ашальчинского месторождения A.К. <...> Николаев (докт. техн. наук, профессор)1, В.В. Пшенин (ведущий инженер, канд. техн. наук)2, А.И. Закиров (канд. техн. наук)1, Н.А. Зарипова (магистрант)1 (Санкт-Петербургский горный университет¹, ЗАО КТПИ "ГазПроект"²) В данной статье проведен анализ современной теории и практики трубопроводного транспорта битуминозных нефтей совместно с маловязким разбавителем. <...> Также выполнен подробный анализ реологических моделей неньютоновских жидкостей, в ходе которого установлен ряд допущений применяемого на настоящий момент алгоритма выбора реологической модели. <...> Представлены результаты проведенных авторами комплексных экспериментальных исследований реологических моделей смеси битуминозной нефти Ашальчинского месторождения и маловязкого разбавителя. <...> На основе материала проведенных экспериментальных исследований получены и теоретически обоснованы формулы для прогнозирования реологических свойств нефтяной смеси. <...> Для рассматриваемой нефтяной системы была установлена последовательность изменения реологических моделей: от простейшей однопараметрической модели Ньютона до модели Карро, включающей в себя 4 независимых параметра. <...> Предложенные модели с высокой степенью точности и качественно верно описывают реологические свойства нефтяной смеси. <...> С увеличением температуры и концентрации разбавителя реологические модели смеси битуминозной нефти и разбавителя изменяются в следующей последовательности: "модель Карро" – "модель Эллиса" – "модель Оствальда-де Вааля" – "модель ньютоновской жидкости". <...> С учетом полученных формул был составлен обобщенный алгоритм определения рациональных параметров транспортирования битуминозных нефтей совместно с маловязким разбавителем. <...> Разработанный алгоритм был применен к участку трубопроводной системы НГДУ <...>