МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» И. В. Черникова СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 39.03.02 – Социальная работа Профиль подготовки «Социальное обслуживание и стандартизация социальных услуг» Бакалавриат Ставрополь 2015 - 1 - УДК 36:316.422 (075.8) ББК 65.272 я73 Ч 49 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Черникова И. В. <...> Все это делает актуальным преподавание курса «Социальные инновации» для студентов, обучающихся по направлению – 39.03.02 Социальная работа», чья работа непосредственно связана с социальной сферой. <...> Содержание курса учитывает специфику усвоения теоретических основ инновационной деятельности, инновационных технологий, и выстроено таким образом, чтобы наука и практическая инноватика предстали перед студентами в системном виде. <...> Сущность и основные понятия социальной инноватики На современном этапе развития российского общества инновационная деятельность приобретает все большую значимость как инструмент адаптации производственных, экономических, социальных и правовых отношений к рыночным условиям. <...> Постепенно сложилась самостоятельная область науки – инноватика, получившая новый импульс к развитию в последние годы. <...> Инноватика – это специальная отрасль знаний о целенаправленных изменениях, нововведениях. <...> Таким образом, предмет инноватики описывается такими понятиями как нововведение, инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность. <...> В современной научной литературе существует множество трактовок данного термина, однако все они сходятся в одном: нововведение – это внедрение нового. <...> Нововведение – это сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего <...>
Социальные_инновации_Учебное_пособие._Направление_подготовки_39.03.02_–_Социальная_работа._Профиль_подготовки_«Социальное_обслуживание_и_стандартизация_социальных_услуг»._Бакалавриат.pdf
УДК 36:316.422 (075.8)
ББК 65.272 я73
Ч 49
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Черникова И. В.
Ч 49 Социальные инновации: учебное пособие. – Ставрополь:
Изд-во СКФУ, 2015. – 185 с.
Пособие представляет собой курс лекций, разработанный в
соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки
39.03.02 – Социальная работа.
В нем рассматриваются ключевые понятия и термины социальной
инноватики, основные подходы к классификации нововведений,
описывается содержание, структура и этапы инновационного
процесса. Большое внимание уделяется различным аспектам
инновационной деятельности в социальной сфере.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
39.03.02 – Социальная работа.
УДК 36:316.422 (075.8)
ББК 65.272 я73
Рецензенты:
д-р социол. наук, профессор М. М. Шульга,
канд. пед. наук, доцент В. В. Савченко (СтГМУ)
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
- 2 -
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Начало третьего тысячелетия – это, по общему признанию,
период глобальных инноваций во всех областях культуры, экономики,
техники, общественной и социальной жизни. Адаптация к
изменяющимся обстоятельствам общественного развития требует
от современных организаций, систем и предприятий поиска новых
подходов в социальной политике, формирование нового социального
мышления, разработки и внедрения социальных новшеств в
жизнь общества.
При этом социальные инновации, какими бы привлекательными
и проработанными они не были, не могут быть освоены без
надлежащего управления и организации инновационных процессов.
Инициаторы нововведений неизбежно столкнутся с проблемами,
порождаемыми нововведениями, и вынуждены будут искать
пути их решения. Для эффективного внедрения нововведений в
социальной сфере требуется понимание того, как эти новшества
внедрять, осваивать и сопровождать. Все это делает актуальным
преподавание курса «Социальные инновации» для студентов, обучающихся
по направлению – 39.03.02 Социальная работа», чья работа
непосредственно связана с социальной сферой.
Предлагаемое пособие основано на материалах учебного курса
«Социальные инновации», читаемого автором.
Цель данной учебной дисциплины – изучение основных аспектов
теории инноваций, ее взаимосвязи с психологическими,
социологическими, экономическими и управленческими концепциями,
освоение навыков осуществления инновационного процесса
– генерирование идей, их воплощение и внедрение на примере
социальной сферы.
Данная дисциплина ставит перед собой следующие задачи:
1. Овладение студентами теорией инновационных процессов в
социальной сфере;
2. Получение обучающимися представлений о факторах торможения
социальных инноваций и механизмах стимулирования
инновационной деятельности;
3. Содействие формированию у студентов научного интереса
к актуальным проблемам инноватики;
- 3 -
Стр.3
4. Формирование у будущих специалистов качеств, способствующих
пониманию нового, активному распространению новых
идей в социальной сфере.
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной
работы студентов над учебным материалом, позволяющей
стимулировать профессиональный рост студентов, воспитывать
творческую активность и инициативу.
Курс «Социальные инновации» относится к вариативной части
профессионального цикла образовательной программы «Социальная
работа». Данная дисциплина охватывает комплексный теоретический
и практический материал, всесторонне раскрывающий различные
аспекты инновационной деятельности в социальной сфере.
Изучение данного курса позволит студентам сформировать
набор компетенций, позволяющих квалифицированно решать широкий
спектр задач, связанных с разработкой и внедрением инноваций
в социальной сфере.
В процессе освоения дисциплины бакалавр формирует и демонстрирует
следующие компетенции:
1) способность к инновационной деятельности в социальной
сфере; (ПК-2);
2) способность участвовать в пилотных проектах по созданию
инновационных площадок учреждений в сфере социальной работы
(ПК-14).
Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется
дисциплина «Социальные инновации», являются «Философия»,
«Социальная философия», «Психология», «Социология»,
«Управление в социальной работе». Также следует отметить, что
данная дисциплина является основополагающей для успешного
освоения таких дисциплин как «Социальная безопасность», «Зарубежный
и отечественный опыт инноваций в социальной работе».
Содержание курса учитывает специфику усвоения теоретических
основ инновационной деятельности, инновационных технологий,
и выстроено таким образом, чтобы наука и практическая
инноватика предстали перед студентами в системном виде. Каждая
тема выполняет свою функциональную роль и одновременно
дополняет другие, связывает их в единую логическую цепь.
- 4 -
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….
1. Сущность и основные понятия инноватики ……………….
2. Классификация нововведений ……………………………..
3. Содержание и структура инновационного процесса ……..
4. Экономические и правовые аспекты инновационной
деятельности ……………………………………………………..
5. Управление инновационным процессом в социальной
сфере ………………………………………………………………
6. Организационные формы инновационной деятельности …
7. Причины торможения инноваций в социальной сфере …..
8. Социальный эксперимент в инновационном процессе …...
9. Инновационные проекты и управление ими ………………
10. Оценка эффективности инноваций в социальной сфере ..…
11. Сущность и особенности педагогических инноваций …..
12. Инновации в сфере социальной работы ………………….
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ
………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………..
3
5
15
26
38
50
61
69
79
89
97
105
114
124
127
- 184 -
Стр.184