М. С. Горячкина
H. Д. Хвощинская
(В. Крестовский -- псевдоним)
Хвощинская Н. Д. Повести и рассказы / Сост., подготовка текста, послесл., примеч. М. С.
Горячкиной.--М.: Моск. рабочий, 1984.
OCR Бычков М. Н.
Творчество Надежды Дмитриевны Хвощинской (1824--1889), большую часть произведений
опубликовавшей под именем "В. Крестовский -- псевдоним", тесно связано с деятельностью писателейдемократов,
выросших под непосредственным идейным влиянием Н. Г. Чернышевского, Н. А.
Некрасова, M. E. Салтыкова-Щедрина. Как и другие писатели-демократы 60--80-х годов: И. А.
Кущевский, И. В. Омулевский, Н. Ф. Бажин, И. А. Салов, К. М. Станюкович, А. О. ОсиповичНоводворский,
группировавшиеся вокруг журнала "Отечественные записки", Хвощинская в меру своего
таланта правдиво отразила общественную борьбу своего времени, поставила важнейшие социальные
вопросы, волновавшие передовую русскую интеллигенцию, ищущую путей преобразования социального
строя самодержавной России. В центре ее творчества неизменно находились проблемы борьбы с
социальным злом, обличение реакционных охранительных сил самодержавия, критика буржуазного
либерализма, бичевание политического отступничества и предательства интеллигенции в годы реакции,
проблема отцов и детей на новом историческом этапе. Начав в 40-е годы XIX века со стихов, в которых
звучали мотивы протеста и гражданской скорби, Хвощинская уже в 50-е годы завоевала широкую
известность своими романами и повестями. Н. Хвощинскую высоко ценили Некрасов и СалтыковЩедрин,
которые печатали в своем журнале "Отечественные записки" большинство ее произведений 70-80-х
годов. "Для журнала нашего особенно дороги Ваши произведения, так как в них публика всегда
найдет для себя отличное и здоровое чтение" {Щедрин Н. (М. Е. Салтыков). Полн. собр. соч. М.: ГИХЛ,
1939, т. 19, с. 76.},-- писал Щедрин Хвощинской в 1876 году и неоднократно повторял эту оценку
впоследствии. Н. Хвощинскую считали своей единомышленницей выдающиеся представители русского
демократического искусства и науки, такие, как М. Н. Ермолова, И. Е. Репин, И. Н. Крамской, Д. И.
Менделеев, И. М. Сеченов, Н. В. Шелгунов, поздравившие ее в 1883 году с долголетней плодотворной
деятельностью на благо русского народа.
Сорокалетний творческий путь Н. Хвощинской не был легким, как не была легкой и счастливой
ее судьба. Она знала годы славы и широкого признания, но были периоды духовного одиночества и
бесплодных поисков. С болью воспринимались писательницей несправедливые оценки ее труда
некоторыми представителями демократической критики. И все же к концу 80-х годов в передовой
критике мнение о Н. Хвощинской как писательнице демократической и прогрессивной было
единодушным.
H. Д. Хвощинская родилась 20 мая (1 июня) 1824 года в Пронском уезде Рязанской губернии, в
небольшом имении отца. Ее детство и юность прошли в тяжелой обстановке. Отец, служивший в
гражданском ведомстве по коннозаводству, был несправедливо обвинен в растрате казенных денег,
имение продали за долги, и вся семья вынуждена была переехать в Рязань, где многие годы бедствовала.
В ранней юности Хвощинская начала писать стихи, но только с 1847 года они стали печататься в
"Литературной газете", в журналах "Отечественные записки", "Пантеон", в газете "Иллюстрация" -вплоть
до конца 50-х годов, когда Хвощинская уже завоевала широкую популярность своими повестями
и романами.
В 1853 году отдельным изданием вышла ее повесть в стихах "Деревенский случай". Хвощинская
обратилась в ней к темам и образам, которые затем станут ведущими в течение всего ее творческого
пути. Гнетущая пустота жизни провинциального русского дворянства, безысходность порывов
мыслящей молодежи в мертвом, жестоком мире самодовольных собственников, трагическая судьба
девушки, ищущей смысла жизни и принимающей за идеал пустого, расчетливого фразера,-- эти мотивы
позднее многократно повторяются в повестях и романах Хвощинской.
В 1854 году в No 1 журнала "Современник" Н. А. Некрасов поместил рецензию на "Деревенский
случай". Эта рецензия чрезвычайно интересна тем, что в ней предугадываются многие положительные и
отрицательные стороны последующих произведений писательницы, утверждается ее талант прозаика.
Стр.1