ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ УДК 316.44; 314.7 © 2015 г. И.П. Чернобровки НЕРАВЕНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МИГРАНТОВ ФРГ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС1 Чернобровкин Игорь Павлович – доктор философских наук, профессор Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, e-mail: prof_garyk1943@yandex.ru Аннотация. <...> Аналитический дискурс в ФРГ о неравенстве образовательных возможностей мигрантов относительно местных жителей обнаруживает недостаточность ресурсного подхода, ставящего образовательную мобильность молодых людей в зависимость от индивидуального учебного успеха и мотивации, образованности и воспитательной роли родителей. <...> Институциональный подход выявляет в немецкой системе образования практики дискриминации мигрантов и определяет средства их устранения. <...> Ключевые слова: неравенство образовательных возможностей, образовательная мобильность мигрантов, дискриминация, меритократическая модель, пропорциональная модель, ресурсный подход, институциональный подход. <...> Образовательные возможности иммигрантов в принимающем обществе – мало исследованная в российской социологии тема. <...> В этой связи представляет интерес аналитический дискурс о неравенстве образовательных шансов мигрантов в нынешней Германии, занимающей первое место среди стран ЕС по числу иммигрантов. <...> В ФРГ образование – ключевой фактор включения иммигрантов и их потомства в общество. <...> Если ядром интеграции рассматривать равенство шансов на участие в жизни принимающего общества, то в этом случае центром интеграционных процессов становятся равные возможности получения 1 Статья выполнена в рамках реализации гранта Российского научного фонда № 15-1800122 «Институциональные практики и ценностная политика в сфере гармонизации межэтнических отношений в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой: сравнительный анализ и моделирование имплементации в российских условиях». <...> Немецкие исследователи рассматривают <...>