Василий Зеньковский.
Начало "славянофильства". А.С. Хомяков
---------------------------------------------------------------------------Фрагмент
Главы III книги "История русской философии. Часть II. XIX
век."
Оригинал здесь: Библиотека Якова Кротова.
---------------------------------------------------------------------------5.
При изучении старших славянофилов (Хомяков, Киреевский, К. Аксаков,
Самарин) надо всячески избегать той
или иной стилизации. Хотя все они
пребывали в теснейшем духовном общении и постоянно влияли друг на друга, но
нельзя забывать, что каждый из них был яркой индивидуальностью, развитие
которой было вполне и до конца индивидуально. Именно поэтому мы и не будем
говорить о "философии славянофилов" вообще[14], а о философских идеях
каждого отдельного мыслителя.
На первом месте должны мы поставить А.С. Хомякова, который был главой
всей группы, ее вдохновителем и главным деятелем. Хотя основные его
философские статьи написаны как бы в продолжение и развитие статей И.В.
Киреевского, в силу чего очень часто именно Киреевского считают создателем
философской системы славянофилов, но в действительности мировоззрение
Хомякова было сложившимся уже тогда, когда Киреевский еще не пережил
религиозного обращения. Бесспорный приоритет Хомякова нам станет ясным,
когда мы в следующей главе займемся построениями Киреевского.
А.С. Хомяков (1804-1860) был чрезвычайно цельный, яркий и оригинальный
человек с очень разносторонними дарованиями и интересами. Он был очень
недурным поэтом, драматургом, не был лишен публицистического огонька. Не
будучи "профессиональным" ученым, т.е. не будучи профессором, Хомяков был
исключительно образованным, сведущим человеком с огромной эрудицией в самых
различных областях. Как богослов, он был превосходно начитан в творениях
Св. Отцов в истории Церкви; как философ, он знал новейших мыслителей; как
историк (оставивший свои интересные "Записки по всемирной истории" в трех
томах), он был, можно сказать, универсально начитан. И в то же время
Хомяков был сельским хозяином, с
увлечением и толком занимавшимся
хозяйством, вечно изобретал что-либо для хозяйства. По складу же своему и
темпераменту он был "воин" - смелый, прямой, сильный.
Исключительное значение в жизни
Хомякова имела его мать (урожденная
Киреевская) - человек глубокой религиозности, твердой веры и духовной
цельности. Та сила и твердость просветленной разумом веры, которая отличает
Хомякова среди всех русских религиозных мыслителей (из которых редкий не
прошел через период сомнений), связана с духовной атмосферой, в которой жил
с детства Хомяков. От его юности сохранился интересный рассказ, одинаково
свидетельствующий и о пылкости характера,
иногда переходившей в
задорливость, и об остроте наблюдательности. Он обучался латинскому языку у
некоего аббата Boivin, с которым переводил на русский язык папскую буллу.
Мальчик Хомяков заметил опечатку в булле и насмешливо спросил аббата, как
он может считать папу непогрешимым, раз он делает ошибки в орфографии...
Когда его с братом привезли в Петербург, то мальчикам показалось, что их
привезли в языческий город, что здесь их заставят переменить веру, и они
твердо решили скорее претерпеть мучения, но не подчиниться чужой вере...
Эти мелкие эпизоды хорошо рисуют Хомякова с его воинственностью и
бесстрашной готовностью защищать правду. 17-ти лет он пытался бежать из
дому, чтобы принять участие в войне за освобождение Греции.
18-ти лет Хомякова определили на военную службу, и через несколько лет
он попадает на войну, где ведет себя с отменной храбростью. Даже в юные
годы и тем более во всю дальнейшую жизнь Хомяков строго соблюдал все посты,
посещал в воскресные и праздничные дни все богослужения. Он не знал
религиозных сомнений,
но в его
вере не было ни ханжества, ни
сентиментальности, она горела всегда ровным, но ярким и сильным огнем. Для
характеристики Хомякова приведем несколько отзывов о нем лиц, его близко
знавших. Герцен, не очень доброжелательно относившийся к Хомякову, писал о
нем: "Ум сильный, подвижной средствами и неразборчивый на них, богатый
памятью и быстрым соображением, он горячо и неутомимо переспорил всю свою
жизнь. Боец без устали и отдыха, он бил и колол, нападал и преследовал,
осыпал цитатами и остротами", и дальше: "Хомяков, подобно средневековым
рыцарям, караулившим храм Богородицы, спал вооруженным". Тут же Герцен
называет его "бреттером диалектики"..[15] Это отзыв человека, в общем
Стр.1