УДК 130.2 А. А. Сейма, Челябинская государственная академия культуры и искусств МЫШЛЕНИЕ В НООСФЕРНОЙ ПАРАДИГМЕ Статья посвящена описанию роли мышления в концепции ноосферы. <...> Рассматриваются различные подходы к описанию ноосферы, обозначаются истоки возникновения идеи о ноосфере, ее понимание в истории западной и восточной мысли. <...> В статье показано, что сущность мысли и мышления объяснялась по смыслу сходно в трудах отдельных античных авторов, в ряде индийских философских течений, в гностических учениях. <...> Обозначается ноосферный подход к мышлению, выявляется роль мышления в ноосфере. <...> Показывается прогностический потенциал ноосферной концепции, описываются основные проблемы ноосферной философии, базирующиеся на онтологии мышления. <...> Формируются основания глобально-экологического стиля мышления, собирается по крупицам новая, глобально-экологическая парадигма, в разное время по-разному называющаяся. <...> Ноосферная парадигма ставит мысль человека на особое – главенствующее место. <...> В задачи человечества, по его мнению, входит «подвижность» и «большая иннервация собственного самодвижения», приобретение способности летания – преодоления пространства, «облегчение» телесности человека для дальнейшей эволюции вида и выхода за грань планетных рамок в виде «лучезарной духовной личности». <...> Н. Ф. Федоров говорил о внутренней направленности природной эволюции ко все большему усложнению, к проявлению сознания, о том что человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выйти в космос для его освоения и преображения. <...> Ноосфера выступает как эволюционирующая природа, в своем развитии достигшая космических пределов. <...> Он схватывает основное противоречие живых систем – закон, по которому живая система всю воспринятую извне энергию трансформирует во внутреннюю работу и наоборот [6]. <...> Ле Конт («психозойская эра»), А. П. Павлов («антропогенная эра»), само же понятие ноосферы зародилось <...>