Информационные технологии в образовательной деятельности УДК [378.147:004]:331.156 И. М. Ажмухамедов, О. М. Князева, Н. В. Давидюк, Т. Г. Гурская ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» НА ОСНОВЕ НЕЧЕТКОГО КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА Предлагаемая методика оценки компетентности выпускника высшего учебного заведения, разработанная на примере направления подготовки «Информационная безопасность», учитывает следующие особенности решаемой задачи: неполнота и неопределенность информации об умениях, навыках и знаниях выпускника; многокритериальность, обусловленная необходимостью учета большого числа частных показателей, связанных с учебной деятельностью и формированием компетенций; наличие как количественных, так и качественных показателей, которые необходимо учитывать при оценке уровня компетенции. <...> Разработана нечеткая когнитивная модель, состоящая из пяти уровней. <...> На вход модели подаются данные об уровне выполнения поставленных перед выпускником задач. <...> Разработанная методика может применяться в любых высших учебных заведениях для оценки компетентности выпускников различных специальностей и направлений путем изменения концептов и межуровневых связей разработанной нечеткой когнитивной модели. <...> Ключевые слова: компетентность, учебная дисциплина, задачи, нечеткое когнитивное моделирование, лингвистическая переменная, специалист по защите информации, информационная безопасность. <...> Федеральными государственными образовательными стандартами высшего (высшего профессионального) образования определены общекультурные, профессиональные, общепрофессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник в результате освоения им образовательной программы. <...> Например, в [1] определены общекультурные, профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник в результате освоения программы бакалавриата по <...>