Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Гуманитарные науки в Сибири  / №4 2016

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РСФСР КАК ЛИФТ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ (1918–1936 гг.) (300,00 руб.)

0   0
Первый авторСавин
Страниц7
ID574810
АннотацияВ статье исследуются функционирование института высшего образования в РСФСР в 1918–1936 гг. в качестве лифта социальной мобильности. Главное внимание уделяется политике «пролетаризации» студенчества, целью которой являлось ускорение социальных перемещений выходцев из рабочего класса и беднейшего крестьянства. Анализируются практики предоставления преимущественных прав и привилегий «трудящимся», а также «фильтры» и «барьеры», затруднявшие попадание в вузы «непролетарских элементов». Делается вывод о крайней противоречивости результатов реализации этой политики. С одной стороны, она действительно способствовала резкому увеличению численности специалистов – выходцев из рабочих и крестьян. С другой стороны, стремление радикально изменить социальное лицо студенчества в максимально сжатые сроки фактически подрывало основы самого существования института высшего образования. Лишь отказ от революционного экспериментирования и устранение институциональных дефектов позволили к концу 1930-х гг. превратить институт высшего образования в действенный лифт социальной мобильности
УДК91(470) "1918/1936"
Савин, А.И. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РСФСР КАК ЛИФТ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ (1918–1936 гг.) / А.И. Савин // Гуманитарные науки в Сибири .— 2016 .— №4 .— С. 43-49 .— URL: https://rucont.ru/efd/574810 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Николаева, 8 В статье исследуются функционирование института высшего образования в РСФСР в 1918–1936 гг. в качестве лифта социальной мобильности. <...> Главное внимание уделяется политике «пролетаризации» студенчества, целью которой являлось ускорение социальных перемещений выходцев из рабочего класса и беднейшего крестьянства. <...> Анализируются практики предоставления преимущественных прав и привилегий «трудящимся», а также «фильтры» и «барьеры», затруднявшие попадание в вузы «непролетарских элементов». <...> Делается вывод о крайней противоречивости результатов реализации этой политики. <...> С одной стороны, она действительно способствовала резкому увеличению численности специалистов – выходцев из рабочих и крестьян. <...> С другой стороны, стремление радикально изменить социальное лицо студенчества в максимально сжатые сроки фактически подрывало основы самого существования института высшего образования. <...> Лишь отказ от революционного экспериментирования и устранение институциональных дефектов позволили к концу 1930-х гг. превратить институт высшего образования в действенный лифт социальной мобильности. <...> The main focus of this article is on the policy of students “proletarianization”. <...> The conclusion is made, that the results of the students “proletarianization” policy were highly controversial. <...> Институт высшего образования – традиционный важнейший лифт социальной мобильности, история которого насчитывала в России к 1917 г. более двухсот лет, – испытал радикальную трансформацию в первые два десятилетия существования советской власти. <...> В полном соответствии с такой трактовкой большевики после своего прихода к власти стали проводить политику, направленную на ускорение мобильности в сфере высшего образования одних социальных групп и торможение других. <...> Политика предоставления преимущественных прав и привилегий выходцам из рабочего класса и беднейшего крестьянства фигурировала в большевистском дискурсе как политика «пролетаризации» студенчества. <...> Вопрос о катализаторах и особенно <...>