Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 651584)
Контекстум

Московский литературно-художественный кружок

0   0
Первый авторХодасевич Владислав Фелицианович
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID5743
АннотацияЧасть первая
Кому рекомендованоПроза и мемуары
Ходасевич, В.Ф. Московский литературно-художественный кружок : Статья / В.Ф. Ходасевич .— : [Б.и.], 1912 .— 4 с. — Мемуары .— URL: https://rucont.ru/efd/5743 (дата обращения: 06.08.2024)

Вы уже смотрели


Предпросмотр (выдержки из произведения)

Владислав Ходасевич Московский литературно-художественный кружок Воспоминания о серебряном веке. <...> Чтобы проникнуть в это святилище, пришлось сшить черные брюки и к ним -- двусмысленную тужурку -- не гимназическую, потому что черную, но и не студенческую, потому что с серебряными пуговицами. <...> Должно быть, я в этом наряде похож был на телеграфиста, но все искупалось возможностью попасть наконец на вторник: по вторникам происходили в Кружке литературные собеседования. <...> Первый вторник, на который мне удалось пройти, был посвящен поэзии Фета. <...> На освещенной ярко эстраде, за длинным столом, на котором по темнозеленому сукну были разложены листы бумаги и карандаши, осанисто восседали люди, тогда еще мне неведомые. <...> Брюсов стоял у пюпитра, сбоку, и говорил, обращаясь к публике, а не к ним. <...> Но так называемая наружность, все то, что в человеческом облике подвержено обработке при помощи парикмахера и портного, мало сказать: обманчиво. <...> В Брюсове были замечательны только огненные глаза да голос -- "орлиный клекот", которым выбрасывал он резкие, отрывистые слова. <...> Весь же он, некрасивый, угловатый, в плохоньком сюртучке и в дешевом галстуке, был просто невзрачен по сравнению с олимпийцами, величаво и неблагосклонно ему внимавшими. <...> Оно и понятно: литературная комиссия состояла из видных адвокатов, врачей, журналистов, сиявших достатком, сытостью, либерализмом. <...> В ней председательствовал председатель правления -- психиатр Баженов1, толстый, лысый, румяный, курносый, похожий на чайник с отбитым носиком, знаток вин, "знаток женского сердца", в разговоре умевший французить, причмокивать губами и артистически растягивать слова, "русский парижанин", автор сочинения о Бодлере -- с точки зрения психиатрии. <...> Лет тринадцать спустя, во время великой войны, чайник забурлил патриотизмом; очутившись во главе какой-то санитарной организации и будучи в чине действительного статского <...>
Московский_литературно-художественный_кружок.pdf
Владислав Ходасевич Московский литературно-художественный кружок Воспоминания о серебряном веке. Сост., авт. предисл. и коммент. Вадим Крейд. М.: Республика, 1993. -- 559 с. OCR Ловецкая Т.Ю. Чтобы проникнуть в это святилище, пришлось сшить черные брюки и к ним -- двусмысленную тужурку -- не гимназическую, потому что черную, но и не студенческую, потому что с серебряными пуговицами. Должно быть, я в этом наряде похож был на телеграфиста, но все искупалось возможностью попасть наконец на вторник: по вторникам происходили в Кружке литературные собеседования. Говорила о них вся Москва. Гимназистам в Кружок ходу не было. Первый вторник, на который мне удалось пройти, был посвящен поэзии Фета. Нужно думать, что было это по случаю десятилетия со дня его смерти, т. е. в конце 1902 или в начале 1903 года. Следовательно, мне было шестнадцать лет, я был в седьмом классе гимназии. Доклад читал Брюсов. На освещенной ярко эстраде, за длинным столом, на котором по темнозеленому сукну были разложены листы бумаги и карандаши, осанисто восседали люди, тогда еще мне неведомые. То были члены литературной комиссии. Брюсов стоял у пюпитра, сбоку, и говорил, обращаясь к публике, а не к ним. "Лицо -- зеркало души". Это, конечно, верно. Но так называемая наружность, все то, что в человеческом облике подвержено обработке при помощи парикмахера и портного, мало сказать: обманчиво. Оно лживо. В Брюсове были замечательны только огненные глаза да голос -- "орлиный клекот", которым выбрасывал он резкие, отрывистые слова. Весь же он, некрасивый, угловатый, в плохоньком сюртучке и в дешевом галстуке, был просто невзрачен по сравнению с олимпийцами, величаво и неблагосклонно ему внимавшими. Оно и понятно: литературная комиссия состояла из видных адвокатов, врачей, журналистов, сиявших достатком, сытостью, либерализмом. В ней председательствовал председатель правления -- психиатр Баженов1, толстый, лысый, румяный, курносый, похожий на чайник с отбитым носиком, знаток вин, "знаток женского сердца", в разговоре умевший французить, причмокивать губами и артистически растягивать слова, "русский парижанин", автор сочинения о Бодлере -- с точки зрения психиатрии. Лет тринадцать спустя, во время великой войны, чайник забурлил патриотизмом; очутившись во главе какой-то санитарной организации и будучи в чине действительного статского советника, Баженов облекся в шинель на красной подкладке и в военный генеральский мундир с золотыми бахромчатыми эполетами; кто-то его назвал зауряд-фельдмаршалом. Но тогда, в 1902 г., он с явным неодобрением слушал речь непризнанного декадентского поэта, автора "бледных ног"2, восторженно говорившего о поэзии Фета, который, как всем известно, был крепостник, да к тому же и камергер. Неодобрение разделялось и остальными членами комиссии, и подавляющим большинством публики. Когда начались прения, поднялся некто, имевший столь поэтическую наружность, что ее хватило бы на Шекспира, Данте, Гете и Пушкина вместе. То был Любошиц, фельетонист из "Новостей дня"3. Рядом с ним Брюсов имел вид угнетающе-прозаический. Любошиц объявил напрямик, что поэзия Фета похожа на кокотку, скрывающую грязное белье под нарядным платьем. Этот образ имел успех потрясающий. Зал разразился бурей аплодисментов. Правда, говоря о Фете, Любошиц приписал ему чьи-то чужие стихи. Правда, бурно, выскочивший на эстраду юный декадентский поэт Борис Койранский тут же и обнаружил это невежество, но его уже не хотели слушать. Ответное слово Брюсова потонуло в общественном негодовании. После доклада и прений настала самая оживленная часть вечера -- в столовой. Когда я вошел, в ней было еще пусто. Лишь за одним столиком, занимая всю ширину его, сидел толстяк в сюртуке. Крахмальная салфетка, засунутая углом за воротник, покрывала его грудь. Огромная светло-русая борода была распущена веером по салфетке. Блестя золотыми очками и лоснясь лицом, толстяк жевал, чмокал, чавкал, посапывал. Столовая наполнялась, к нему подходили знакомые, он молча пожимал руки, продолжая жевать. Ужинали до позднего часа, но и когда все уже уходили, он все так же сидел и ел. Я спросил, кто это. Мне ответили: писатель Михеев4. По юношеской наивности я счел нужным притвориться, будто он мне известен. Таких литературных деятелей, как Михеев, в Кружке было видимо-невидимо. В сущности, они даже задавали тон. Не скажу, однако, чтобы Кружок показался мне учреждением ничтожным. Напротив, и тогда, и много еще лет, до самой его кончины в 1917 г., я был, подобно другим, уверен, что в нем совершаются важные литературные события. Сперва нелегально, потом на правах гостя, потом в качестве действительного члена побывал я на бесчисленном множестве вторников и чьих только докладов не
Стр.1