ДИСКУССИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ Э.М. <...> Халимов (ИГиРГИ), Б.В.Хакимов, Р.А.Храмов (Госдума РФ) Введенный с 1 января 2002 г. Налоговый кодекс РФ с включением в него “налога на добычу полезных ископаемых” установил фиксированные ставки налогов (на уровне средних ставок прежних платежей) для отдельных групп полезных ископаемых без учета их природного качества и условий добычи (горно-геологических, природно-климатических и экономико-географических). <...> Годичная работа добывающих предприятий полностью подтвердила опасения по поводу возможных негативных последствий установления единых недифференцированных ставок налога на условия разработки месторождений (Халимов Э.М., Хакимов Б.В., 2001). <...> В обстановке благоприятной конъюнктуры рынка, продолжающегося повышения спроса на нефть и роста ее цены увеличение добычи нефти в 2002 г. стало еще более актуальным, чем в 2001 и 2000 гг. <...> Однако установленные средние ставки для малодебитных скважин (и низкорентабельных предприятий) оказались чрезмерно высокими и добыча полезных ископаемых из них – убыточной. <...> Поэтому решение двуединой задачи – увеличение добычи нефти на действующих предприятиях и сохранение рентабельности производства – можно было осуществить только путем прекращения эксплуатации малодебитных “нерентабельных” нефтяных скважин (и низкорентабельных предприятий) и одновременно интенсификации отборов нефти из высоко- и среднедебитных скважин. <...> Процесс интенсификации продуктивных скважин, начавшийся 2 года назад, приобрел еще большие масштабы (Халимов Э.М., Халимов Ю.Э., 2002). <...> Возрастающие потребности рынка при потере добычи в результате остановки малодебитных скважин (и низкорентабельных предприятий) стали удовлетворять путем форсирования отборов в объемах, превышающих технологические и технические нормы. <...> Нельзя не обратить внимание на еще одну особенность единых средних ставок, наносящих ущерб государству: у предприятий <...>