Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Искусство и культура современной России:траектории творчества, науки,образования : материалы международной научно-практической конференции( к 80-летию ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского),27 ноября 2015года (290,00 руб.)

0   0
АвторыРастворова Наталья Валерьевна
Издательство[Б.и.]
Страниц354
ID573213
АннотацияПредставленные в данном сборнике материалы докладов и статьи посвящены проблемам культуры и художественного образования, рассматриваемым в междисциплинарном научно-гуманитарном контексте. На приглашение к участию в очно-заочной конференции откликнулись ученые, аспиранты, преподаватели учебных заведений 12 городов России, а также исследователи ближнего и дальнего зарубежья. Сборник адресован профессиональному сообществу специалистов и широкой аудитории, интересующейся состоянием и перспективам развития культуры, искусства и педагогики XXI века.
Кому рекомендованоСборник адресован профессиональному сообществу специалистов и широкой аудитории, интересующейся состоянием и перспективами развития культуры, искусства и педагогики XXI века.
ISBN978-5-94934-054-7
Искусство и культура современной России:траектории творчества, науки,образования : материалы международной научно-практической конференции( к 80-летию ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского),27 ноября 2015года / ред. Н.В. Растворова .— Южно-Уральский государственный институт искусств им П.И.Чайковского .— : [Б.и.], 2015 .— 354 с. — ISBN 978-5-94934-054-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/573213 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Челябинской области ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. <...> П.И. Чайковского» Искусство и культура современной России: траектории творчества, науки, образования Материалы международной научно-практической конференции 27 ноября 2015 г. (к 80-летию ЮУрГИИ им. <...> П.И. Чайковского) Челябинск 2015 УДК 7.01 ББК 85 И86 Искусство и культура современной России: траектории творчества, науки, образования: материалы международной научно-практической конференции (к 80-летию ЮУрГИИ им. <...> П.И. Чайковского), 27 ноября 2015 г., Челябинск / Южно-Уральский государственный институт искусств им. <...> Редакционная коллегия: Н.В. Растворова, кандидат искусствоведения, доцент, член Союза композиторов России, проректор по научной работе и международному сотрудничеству ЮУрГИИ им. <...> ISBN 978-5-94934-054-7 © ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. <...> Ей посвящено 11 из 19 представленных в первом разделе сборника материалов, авторами которых являются преподаватели музыкального факультета ЮУрГИИ, а также их коллеги из Днепропетровской государственной консерватории им. <...> . Своими мыслями о состоянии современного художественного образования делится мастер монументальных живописных форм М.Н. Титов, а мастер флейтового искусства А.Е. Кузнецов заостряет внимание на проблемах, накопившихся в сфере профессиональной подготовки исполнителей на духовых инструментах. <...> Что именно следует понимать под идеей человечного общества? <...> На первый взгляд идея созидания человечного общества – это идея утопического склада, поскольку общество, как политический и социальный институт, вряд ли заинтересовано в формировании социогуманитарного пространства, ориентированного не на потребление и конкуренцию, а на творчество и всеобщий альтруизм. <...> Улицкой «Русское варенье» к типу постмодернистских произведений-интерпретаций не вызывает сомнений. <...> 128] – эта фраза, звучащая в интермедии между I и II действиями пьесы <...>
Искусство_и_культура_современной_Россиитраектории_творчества,_науки,образования__материалы_международной_научно-практической_конференции(_к_80-летию_ЮУрГИИ_им.П.И.Чайковского),27_ноября_2015года.pdf
Министерство культуры Челябинской области ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского» Искусство и культура современной России: траектории творчества, науки, образования Материалы международной научно-практической конференции 27 ноября 2015 г. (к 80-летию ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского) Челябинск 2015
Стр.1
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Архангельская Виктория Дмитриевна – старший преподаватель кафедры психолого-педагогических дисциплин Педагогического института, кандидат педагогических наук (г. Черняховск, Калининградская область). Бабюк Виктор Федорович – проректор по художественнотворческой работе Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, профессор (г. Челябинск). Балановский Валентин Валентинович – независимый исследователь, кандидат философских наук (г. Калининград). Варакута Марина Ивановна – доцент кафедры истории и теории музыки Днепропетровской консерватории имени М. Глинки, кандидат искусствоведения (г. Днепропетровск, Украина). Велимирович Светлана Сергеевна – учитель русского языка и литературы Гимназии № 12, аспирант Тюменского государственного института культуры (г. Тюмень). Воробьева Елена Вячеславовна – доцент кафедры оркестровых духовых и ударных инструментов Государственного музыкальнопедагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова (г. Москва). Гейнеман Александр Александрович – заведующий кафедрой оркестровых духовых и ударных инструментов Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, профессор (г. Челябинск). Громченко Валерий Васильевич – проректор по научной работе Днепропетровской консерватории имени М. Глинки, доцент кафедры исполнительского искусства, кандидат искусствоведения (г. Днепропетровск, Украина). 340
Стр.340
Данилова Татьяна Алювановна – преподаватель отделения этнохудожественного творчества факультета социокультурной деятельности Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, кандидат педагогических наук (г. Челябинск). Дылькова Светлана Викторовна – директор Детской школы искусств № 6, аспирант Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского (г. Магнитогорск). Научный руководитель: Сизова Елена Равильевна - и.о. ректора Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕ (г. Челябинск). Дымова Ирина Георгиевна – доцент кафедры теории, истории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, доцент, заслуженный работник культуры РФ (г. Челябинск). Дубиковская Надежда Николаевна – профессор кафедры музыкальной педагогики Purdue University, доктор педагогики (штат Индиана, США). Ершова Елена Александровна – доцент кафедры графического дизайна Красноярского государственного художественного института, кандидат педагогических наук (г. Красноярск). Иванова Валентина Яковлевна – преподаватель кафедры дизайна, рекламы, стиля и искусства фотографии Колледжа управления и предпринимательства, кандидат культурологии, кандидат филологических наук (г. Иркутск). Иванова Любовь Александровна – преподаватель кафедры теории, истории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского (г. Челябинск). Иванова Ольга Юрьевна – доцент кафедры теории, истории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения, доцент (г. Челябинск). 341
Стр.341
Ищенко Елена Борисовна – преподаватель кафедры теории, истории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского (г. Челябинск). Ищенко Николай Прокофьевич – профессор кафедры оркестровых народных инструментов Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, профессор, заслуженный артист РФ (г. Челябинск). Карпова Татьяна Николаевна – старший преподаватель кафедры общих гуманитарных наук и театроведения Ярославского государственного театрального института, кандидат искусствоведения (г. Ярославль). Князева Галина Львовна – доцент кафедры музыкального образования, музыковедения и инструментального исполнительства Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук (г. Москва). Козлов Виктор Викторович – профессор кафедры оркестровых народных инструментов Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, профессор, заслуженный артист РФ (г. Челябинск). Коноплянская Наталья Владимировна – преподаватель кафедры теории, истории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского (г. Челябинск). Кривошей Анатолий Давидович – заведующий кафедрой теории, истории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов РФ (г. Челябинск). Кузнецов Александр Евгеньевич – доцент кафедры оркестровых духовых и ударных инструментов Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, заслуженный артист РФ (г. Челябинск). 342
Стр.342
Кузнецова Елена Васильевна – преподаватель отделения этнохудожественного творчества факультета социокультурной деятельности Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского (г. Челябинск). Леонычева Юлия Вадимовна – ведущий библиотекарь факультета изобразительного искусства Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, кандидат исторических наук (г. Челябинск). Манякин Владимир Иванович – доцент кафедры обязательного фортепиано Казахского национального университета искусств (г. Астана, республика Казахстан). Медведева Алеся Олеговна – доцент кафедры истории, искусствоведения и музейного дела Тюменского государственного института культуры (г. Тюмень). Научный руководитель: Захарова Людмила Николаевна – профессор кафедры менеджмента туризма и гостиничного бизнеса Тюменского государственного института культуры, доктор философских наук, профессор (г. Тюмень). Оснач Владимир Петрович – кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, экс-ректор Челябинского института музыки имени П.И. Чайковского в период 1987–2010 гг. (г. Челябинск). Панова Елена Вячеславовна – старший преподаватель кафедры спортивного и эстрадного танцев Тюменского государственного института культуры (г. Тюмень). Петренко Елена Александровна – декан хореографического факультета Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского (г. Челябинск). Пименова Вероника Римовна – преподаватель отделения теории музыки Орского колледжа искусств (г. Орск). 343
Стр.343
Пирожкова Марина Анатольевна – преподаватель отделения организации досуговой деятельности факультета социокультурной деятельности Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского (г. Челябинск). Покровская Елена Анатольевна – начальник отдела системы менеджмента качества, доцент кафедры народной художественной культуры Красноярского государственного художественного института (г. Красноярск). Рахимова Майя Вильевна – заведующая кафедрой социальногуманитарных и психолого-педагогических дисциплин ЮжноУральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, кандидат философских наук, доцент (г. Челябинск). Ращепкина Лариса Рудольфовна – преподаватель Детской музыкальной школы № 1 (г. Курган). Рубина Инна Иосифовна – преподаватель теоретического отделения Челябинского музыкального училища имени П.И. Чайковского в 1958–1988 годы (г. Челябинск). Самойлова Анна Валентиновна – преподаватель кафедры теории, истории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского (г. Челябинск). Сафронова Марина Васильевна – старший преподаватель кафедры хорового дирижирования Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского (г. Челябинск). Сафронова Ольга Геннадьевна – заведующая кафедрой хорового дирижирования Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, кандидат педагогических наук, доцент (г. Челябинск). Секретова Лариса Адольфовна – доцент кафедры теории, истории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, кандидат педагогических наук, доцент (г. Челябинск). 344
Стр.344
Сергиенко Полина Геннадьевна – доцент кафедры теории, истории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, кандидат педагогических наук (г. Челябинск). Сизова Елена Равильевна – и.о. ректора Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕ (г. Челябинск). Слуева Ольга Валентиновна – заведующая кафедрой оркестровых народных инструментов Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, кандидат педагогических наук, доцент (г. Челябинск). Соболь Вероника Александровна – профессор кафедры спортивного и эстрадного танцев Тюменского государственного института культуры, профессор (г. Тюмень). Соловьева Юлия Николаевна – заведующая отделом воспитательной и художественно-творческой работы факультета социокультурной деятельности Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского (г. Челябинск). Степанова Наталья Викторовна – доцент кафедры фортепиано Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, кандидат педагогических наук (г. Челябинск). Сырникова Ирина Сергеевна – преподаватель отделения организации и постановки театрализованных представлений факультета социокультурной деятельности Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского (г. Челябинск). Тимохов Сергей Владимирович – и.о. ректора Красноярского государственного художественного института, профессор кафедры графики, доцент (г. Красноярск). Титов Михаил Николаевич – доцент кафедры скульптуры Красноярского художественного института (г. Красноярск). 345
Стр.345
Цалко Елена Викторовна – преподаватель отделения актерского искусства и театрального творчества факультета социокультурной деятельности Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, аспирант. Научный руководитель: Матушак Алла Федоровна – профессор кафедры иностранных языков Челябинского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, доцент. Черниева Зинаида Леонидовна – доцент кафедры истории, искусствоведения и музейного дела Тюменского государственного института культуры, кандидат культурологии, доцент (г. Тюмень). Черникова Екатерина Юрьевна – преподаватель начальной школы «Перспектива», аспирант Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского (г. Сургут). Научный руководитель: Сизова Елена Равильевна - и.о. ректора Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕ (г. Челябинск). Чернов Дмитрий Алексеевич – преподаватель кафедры оркестровых народных инструментов Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского (г. Челябинск). Чипышев Андрей Борисович – преподаватель отделения организации досуговой деятельности факультета социокультурной деятельности Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского (г. Челябинск). Шавеко Наталья Владимировна – доцент кафедры специального фортепиано и камерно-концертмейстерского искусства Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, доцент (г. Челябинск). Яновская Лариса Львовна – профессор кафедры специального фортепиано и камерно-концертмейстерского искусства ЮжноУральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, профессор (г. Челябинск). 346
Стр.346
Ярушева Евгения Николаевна – старший преподаватель кафедры оркестровых струнных инструментов Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского (г. Челябинск). Ясь Людмила Павловна – преподаватель отделения теории музыки Орского колледжа искусств (г. Орск). 347
Стр.347
Содержание От редколлегии……………………………………………….. Раздел 1. Мир творчества в проблемном поле гуманитарного знания……………………………………….. Рахимова М.В. Человечное общество: утопия или реальность?....................... Иванова В.Я. Ахроматизм времени в повести Распутина «Прощание с Матёрой»……………………………………….. Карпова Т.Н. Интерпретационные интенции в пьесе Улицкой «Русское варенье»……………………………………………... Черниева З.И. К вопросу актуальности библейско-евангельских сюжетов в современном изобразительном искусстве………. 3 6 7 17 25 29 Балановский В.В. Возрождение ренессансной методологии: живопись как инструмент объективного познания (на примере творчества Марины Понартской)………………. 34 Иванова О.Ю. О романтических чертах в творчестве Моцарта…………….. 45 Самойлова А.В. Органные фуги Р. Шумана……………………………………. 48 Дымова И.Г. В. Гаврилин: авторское слышание фольклора…………..…... Ярушева Е.Н. Скрипичная школа Л.С. Ауэра как художественное явление ХХ века………………………... 348 56 60
Стр.348
Чернов Д.А. Об истории западноевропейского ансамблевого гитарного исполнительства…………………… 65 Козлов В.В. Роланд Дьенс. Портрет музыканта…………………………… 77 Варакута М.И. Принципы классификации жанра хоровой миниатюры в современной музыке………………… 81 Кривошей А.Д. Проблемы организации фонической фактуры как метод композиции………………………………………… 87 Громченко В.В. К вопросу семантики вещества инструмента как жанрового критерия музыки соло (на примере духового исполнительства)…………..………… 95 Бабюк В.Ф. О некоторых аспектах воплощениях музыкального произведения………………………………….. 102 Шавеко Н.В. Диалог – основная форма исполнительского взаимодействия в фортепианном дуэте………………………. 109 Манякин В.И. Первая книга о джазе на русском языке……………………... 116 Петренко Е.А. О художественном синтезе искусств в балетном спектакле………………………………………….. 126 Медведева А.О. Слово о мастере косторезного искусства…………………….. 136 349
Стр.349
Раздел 2. Актуальные вопросы художественного образования…………………………...…. 143 Сизова Е.Р. Художественное образование как фактор сохранения культурных ценностей и профессиональных традиций…….. 144 Тимохов С.В., Покровская Е.А., Ершова Е.А. Формирование кадрового обеспечения отрасли культуры и искусства Красноярского края………………….. 151 Воробьева Е.В. Традиции и современность. Из истории деятельности методического кабинета музыкального училища им. Ипполитова-Иванова: Д.Н. Вьюгина (к 85-летию со Дня рождения)………………………………... 160 Пименова В.Р., Ясь Л.П. Роль художественного образования в сохранении и развитии этнокультуры Восточного Оренбуржья………………………………………. 167 Титов М.Н. Уровень художественного образования……………………… 172 Соболь В.А., Панова Е.В. Традиции и инновационные педагогические технологии в хореографическом образовании………………. 176 Архангельская В.Д. Профессиональные задачи педагога-концертмейстера в хореографическом классе учреждения высшего образования педагогической направленности……………….. 187 Кузнецов А.Е. Отечественные и зарубежные системы обучения игре на музыкальных инструментах: сравнительный аспект…………………………………………. 192 350
Стр.350
Князева Г.Л. Театральные методы развития способности к творческой интерпретации в фортепианной подготовке учителя-музыканта……………………………….. 197 Степанова Н.В. К вопросу развития навыков чтения с листа у студентов исполнительских специальностей в курсе «Фортепиано»…………………………………………. 202 Сафронова М.В. К вопросу о постановке голоса на начальном этапе………… 206 Дылькова С.В. Профессионализация образовательной среды в ДШИ……… 211 Ращепкина Л.Р. Активные методы обучения в образовательном процессе ДМШ…………………………... 220 Черникова Е.Ю. Коллективное музицирование как средство гармонизации эмоционального состояния младших школьников…………………………………………. 224 Цалко Е.В. Партисипативный подход в формировании прогностической компетенции будущих актеров-преподавателей……………………………………….. 229 Сырникова И.С. Структурные компоненты пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников……………. 234 Велимирович С.С. Основные принципы функционирования театральной студии как элемента внеурочной деятельности школьников………………………. 241 351
Стр.351
Чипышев А.Б. Конструирование новых феноменов молодежной культуры в сфере досуга……………………….. 245 Соловьева Ю.Н. Социокультурная анимация как современное явление социально-культурной деятельности………………………… 250 Пирожкова М.А. Особенности формирования речевой культуры юношества в условиях культурно-досуговой деятельности…………………………... 256 Раздел 3. Страницы истории Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского………………… 261 Леонычева Ю.В. Страницы истории художественного образования Челябинской области в 1930–1940 гг………………………… 262 Оснач В.П. Основные этапы развития Челябинского музыкального училища……………………….. 268 Ищенко Н.П., Ищенко Е.Б. О конкурсном движении в ЮУрГИИ………………………… 277 Сергиенко П.Г. Международный конкурс молодых композиторов им. С.С. Прокофьева…………………………………………... 288 Гейнеман А.А. Кафедра оркестровых и ударных инструментов: история и современность……………………………………… 291 Яновская Л.Л. Из истории жанра фортепианного дуэта в Челябинске……... 296 Сафронова О.Г. Творческий портрет В.Г. Худяковой…………………………. 303 352
Стр.352
Слуева О.В. Виктор Козлов. Грани таланта………………………………... 312 Кузнецова Е.В., Данилова Т.А. Фольклор и композитор: творческое содружество Анатолия Глинкина и Анатолия Кривошея………………….. 319 Секретова Л.А. Е.И. Лульберг – Учитель с большой буквы………………….. 323 Коноплянская Н.В. Юдифь Соломоновна Звоницкая: педагог-просветитель…… 325 Рубина И.И. Л.С. Розина – музыковед и педагог…………………...……… 328 Иванова Л.А. Учителю, мастеру, коллеге………………………………..…. 330 Дубиковская Н.Н. Слово об Учителе……………………………………………… 335 Сведения об авторах…………………………………………. 340 353
Стр.353