Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639871)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Андрей Белый

0   0
Первый авторХодасевич Владислав Фелицианович
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID5726
Кому рекомендованоКритика
Ходасевич, В.Ф. Андрей Белый : Статья / В.Ф. Ходасевич .— : [Б.и.], 1934 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/5726 (дата обращения: 23.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

8 января умер от артериосклероза Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев). <...> Было бы наивно в краткой заметке пытаться дать хоть сколько-нибудь даже приблизительную характеристику его деятельности. <...> То был человек, отмеченный не талантом, не дарованием, но несомненной гениальностью. <...> Быть может, именно душевные силы, как бы бьющие через край физического состава его, были тому причиной. <...> Сын известного математика Николая Васильевича Бугаева, он родился в 1880 году в Москве, с которой, в конечном счете, связана его беспокойная, отчасти скитальческая жизнь. <...> В Москве, в тяжких условиях подсоветской писательской жизни, ему было суждено и умереть. <...> Окончив Поливановскую гимназию, он поступил на естественно-математический факультет Московского университета, по окончании которого, уже в 1904 году, перешел на историко-филологический, впрочем им не оконченный. <...> Его литературная деятельность началась в 1901 году "Драматическою симфонией", которою он сразу занял одно из виднейших мест в рядах модернистов. <...> Его стихотворные сборники ("Золото в лазури", "Пепел", "Урна", "Звезда", "После разлуки"), его поэмы ("Королевна и рыцари", "Христос Воскрес", "Первое свидание"), четыре его прозаические симфонии, его романы ("Серебряный голубь", "Петербург", "Котик Летаев", "Московский чудак", "Москва под ударом"), не одинаковые по качеству, одинаково примечательны исключительным своеобразием стиля и чрезвычайной сложностью задач, которые он себе ставил. <...> С той же оригинальностью в многочисленных статьях и книгах критического, философского и теоретического содержания пытался он обосновать символизм не только как литературную школу, но и как последовательное миросозерцание. <...> В конечном счете, при всех своих колебаниях, только он, вместе с Блоком и Вячеславом Ивановым, может быть назван действительно символистом, в отличие от своих старших литературных соратников, к которым название декадентов иль модернистов подходит более. <...> Прямым или косвенным <...>
Андрей_Белый.pdf
В. Ф. Ходасевич Андрей Белый Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. Записная книжка. Статьи о русской поэзии. Литературная критика 1922--1939. --М.: Согласие, 1996. OCR Бычков М. Н. 8 января умер от артериосклероза Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев). Было бы наивно в краткой заметке пытаться дать хоть сколько-нибудь даже приблизительную характеристику его деятельности. То был человек, отмеченный не талантом, не дарованием, но несомненной гениальностью. Многие обстоятельства, личные и общественно-литературные, помешали ему во всей полноте развернуть свои силы. Вечно мятущийся, вечно взволнованный до самых глубин души своей, не осуществил он всего того, что мог бы осуществить человек, одаренный природой так щедро, как был одарен Андрей Белый. Все им сделанное замечательно, но печать спешности, недовершенности, порой срыва, лежала почти на всем. Быть может, именно душевные силы, как бы бьющие через край физического состава его, были тому причиной. Со всем тем -- литературное наследство Белого огромно. Сын известного математика Николая Васильевича Бугаева, он родился в 1880 году в Москве, с которой, в конечном счете, связана его беспокойная, отчасти скитальческая жизнь. В Москве, в тяжких условиях подсоветской писательской жизни, ему было суждено и умереть. Окончив Поливановскую гимназию, он поступил на естественно-математический факультет Московского университета, по окончании которого, уже в 1904 году, перешел на историко-филологический, впрочем им не оконченный. Его литературная деятельность началась в 1901 году "Драматическою симфонией", которою он сразу занял одно из виднейших мест в рядах модернистов. Отчасти ему они и обязаны своим влиянием и значением. Его стихотворные сборники ("Золото в лазури", "Пепел", "Урна", "Звезда", "После разлуки"), его поэмы ("Королевна и рыцари", "Христос Воскрес", "Первое свидание"), четыре его прозаические симфонии, его романы ("Серебряный голубь", "Петербург", "Котик Летаев", "Московский чудак", "Москва под ударом"), не одинаковые по качеству, одинаково примечательны исключительным своеобразием стиля и чрезвычайной сложностью задач, которые он себе ставил. С той же оригинальностью в многочисленных статьях и книгах критического, философского и теоретического содержания пытался он обосновать символизм не только как литературную школу, но и как последовательное миросозерцание. В конечном счете, при всех своих колебаниях, только он, вместе с Блоком и Вячеславом Ивановым, может быть назван действительно символистом, в отличие от своих старших литературных соратников, к которым название декадентов иль модернистов подходит более. Прямым или косвенным влиянием Андрея Белого, так или иначе, отмечена вся живая русская литература, начавшая свое бытие примерно с 1905 года. Может быть, не менее, чем его книги, оказалась влиятельна самая личность этого человека, до крайности сложного, очень часто не уживавшегося с общежитейским укладом, но таившего в себе обаяние единственное и незабываемое, лишь ему одному присущее. Его смерть -- тяжелое горе для тех, кто имел счастье (и порой тягость) знать его близко, кто умел любить его. Нечего и говорить, что она же невознаградимая утрата для всей русской литературы. КОММЕНТАРИИ Состав 2-го тома Собрания сочинений В. Ф. Ходасевича -- это, помимо архивной Записной книжки 1921--1922 гг., статьи на литературные и отчасти общественно-политические темы, напечатанные им в российской и зарубежной прессе за 1915--1939 гг. Пять из них -- российского периода на темы истории русской литературы вместе с пушкинской речью 1921 г. "Колеблемый треножник" -Ходасевич объединил в книгу "Статьи о русской поэзии" (Пг., 1922). Все остальные опубликованы после отъезда из России (июнь 1922 г.) в газетах и журналах русского зарубежья. Большая часть этих зарубежных статей Ходасевича -- критика современной литературы. С ней соседствуют историко-литературные этюды, среди которых первое место занимают статьи на
Стр.1