Интернационализация образования ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ И ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ НПР СТАРОДУБЦЕВ Вячеслав Алексеевич – др пед. наук, проф., кафедра инженерной педагогики, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск. <...> Еmail: starslava@mail.ru ФРАНЦУЗСКАЯ Евгения Олеговна – ст. преподаватель, кафедра методики препода вания иностранных языков, Национальный исследовательский Томский политехничес кий университет, Томск. <...> В статье, с опорой на ряд отечественных публикаций, рассматрива ется проблема становления у научнопедагогических работников (НПР) университе тов России инновационных компетенций, необходимых в профессиональной области обучения иностранных студентов. <...> Представлен кластер эксклюзивных компетен ций НПР (толерантности, конвергентности, полимедийности, персонализации, меж дународной стандартизации, дидактические), дана их качественная характеристи ка. <...> Авторы указывают на необходимость проведения корпоративного межвузовского обсуждения функционального содержания эксклюзивных компетенций и их формиро вания в системе повышения квалификации НПР. <...> Ключевые слова: компетенции преподавателя вуза, эксклюзивные компетенции, обучение иностранных студентов, экспорт образовательных услуг, повышение ква лификации педагогов Для цитирования: Стародубцев В.А., Французская Е.О. <...> Обучение иностранных студентов и эксклюзивные компетенции НПР // Высшее образование в России. <...> Опыт прошлого и современность Обучение иностранных студентов в си стеме образования нашей страны имеет дли тельную историю, связанную с гуманитар ной основой не только педагогики, но и не которых аспектов политики государства. <...> Так, одной из основ коммунистического ми ровоззрения была идея интернационализ ма. <...> При этом «интернациональный долг» включал в себя обязанность помощи сла боразвитым странам и “угнетенным” наци ям, избравшим путь социалистической <...>