ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БАКАЛАВРА: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВАЛИТОВА Елена Юрьевна – аспирант, ассистент кафедры теоретической и приклад ной механики, Национальный исследовательский Томский политехнический универси тет. <...> Еmail: valitovaey@mail.ru СТАРОДУБЦЕВ Вячеслав Алексеевич – др пед. наук, профессор, кафедра инженерной педагогики, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. <...> Рассмотрено содержание педагогической поддержки последователь ных этапов процесса профессионального самоопределения (профориентации, пропе девтики, идентификации, индивидуализации, апробации, персонификации и автоно мизации) учащихся высшей школы, направленной на формирование их субъектной позиции в образовательном пространстве вуза. <...> В основных положениях модели даны определения педагогической поддержки профессионального самоопределения, субъект ности учащихся, приведены индикаторы процесса субъективизации. <...> Показано, что педагогическая поддержка профессионального образования в образовательном про странстве вуза может быть механизмом гармонизации требований современного и перспективного рынка труда и личностных потребностей учащихся высшей школы. <...> Ключевые слова: профессиональное самоопределение, субъективизация, педагоги ческая поддержка, прикладной бакалавриат, профориентация Для цитирования: Валитова Е.Ю., Стародубцев В.А. <...> В контексте выполнения плана меро приятий (дорожной карты) «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» возникает проблема гармониза ции требований существующего и перспек тивного рынка труда и удовлетворения лич ностных потребностей и развития потенци ала каждого потребителя образовательных услуг. <...> Механизмом согласования интересов личности и общества (государства) может быть педагогическая поддержка професси онального самоопределения <...>