У поэта язык, система образов, выбор эпитетов, ритм, характер рифм, инструментовка стиха,
словом, все, что зовется манерой и стилем, -- есть выражение духовной его личности. <...> ***
Рисунки Гоголя к последней сцене "Ревизора" сделаны, конечно, под влиянием Флаксмана (или Ф.
Толстого <...> , если его рисунки к "Душеньке" старше гоголевского наброска). <...> Опять-таки здесь отразилась основная мысль Гоголя: "Как пошлость
провинциального городишки возвысить" и проч. <...> Кадетский монастырь": за
сочинение чего бы то ни было в прозе -15 розог, за стихи -- 25. <...> . Здесь и далее редакторские примечания обозначаются цифрами,
примечания В. Ф. Ходасевича -- звездочками.} восстановит и 1-й, и 2-й лозунги. <...> VI
***
Вопрос о роли личности в истории пора пересматривать, особенно этим должны заняться
марксисты. <...> Обыватели
радовались (в хвостах у лавок):
-- Пришла французская эскадра. <...> Будут сатанинские секты -- в религии, эстетизм и эротизм -- в искусстве. <...> 21 г.
***
На это возразят: вы будущее созидаете из элементов прошедшего, только в новых сочетаниях. <...> 21
***
Мастерство, ремесло -- скорлупа, внешняя оболочка искусства, м. б., его формующая поверхность. <...> Вот еще
почему невозможны поэтич<еские> студии и почему, когда дело идет о поэзии, неприменима старая
аналогия: в музыке -- гаммы, в живописи зарисовки и т.д. <...> )
П<етер>б<ург>, 16/III 22
КОММЕНТАРИИ
Состав 2-го тома Собрания сочинений В. Ф. Ходасевича -- это, помимо архивной Записной
книжки 1921--1922 гг., статьи на литературные и отчасти общественно-политические темы, напечатанные
им в российской и зарубежной прессе за 1915--1939 гг. <...> Пять из них -- российского периода на темы
истории русской литературы вместе с пушкинской речью 1921 г. "Колеблемый треножник" -- Ходасевич
объединил в книгу "Статьи о русской поэзии" (Пг., 1922). <...> Мы не сочли нужным отделять историко-литературные очерки, в том числе пушкинистику
Ходасевича, от общего потока его критической <...>
Записная_книжка.pdf
В. Ф. Ходасевич
Записная книжка
Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. Записная книжка. Статьи о русской поэзии.
Литературная критика 1922--1939. --М.: Согласие, 1996.
OCR Бычков М. Н.
У поэта язык, система образов, выбор эпитетов, ритм, характер рифм, инструментовка стиха,
словом, все, что зовется манерой и стилем, -- есть выражение духовной его личности. Изменение стиля
свидетельствует о глубоких изменениях душевных, причем степень перемены в стиле прямо
пропорциональна степени перемены внутренней. Поэтому внезапный переход от классицизма к
футуризму означал бы внутреннее потрясение прямо-таки катастрофическое, какого, конечно, человек
вынести не в силах. Однако N, N1, N2, N3 и т.д. -- вынесли и благополучно здравствуют как ни в чем не
бывало. Что это значит? Только то, что они никогда не были ни классиками, ни футуристами, -- ничем. На
пресловутом "пароходе футуризма" они едут такими же зайцами, какими были на парусных кораблях
классицизма.
* * *
Поэтическое творчество -- чудо и тайна. Однако N задает ученикам своим "к след<ующему> разу"
написать по стихотворению таким-то и таким-то размером. Какой ужас! Практические занятия по
чудотворчеству! Генеральная репетиция литургии!.. Ну, учитель состарился и изверился. Но чего смотрят
ученики?
* * *
Z призывал лет 20: "Ей, гряди, Революция!" Накликал -- и испугался: нельзя ли назад? Совсем как
у Гете -- ученик мага:
Стань у печи,
Веник, снова,
Слушай слова
Мудрой речи...
А веник не слушает, а вода прибывает и уже дошла бедному Z до подмышек.
* * *
Шепотком:
В 1915: "Знаете, Распутин с царицей ходят в баню и оттуда посылают радиотелеграммы в Берлин.
А Николай в это время"... и проч.
В 1917: "Знаете, Керенский перевез Т<име> в Зимний Дворец и купается с ней в мраморной
ванне"... и проч.
В 1919: "Знаете, Ленину явился во сне Гермоген"... и т.д.
Что это значит? Что идея монархии изжита, а холопство -- нет.
* * *
Стр.1