2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 Русская классика: динамика художественных систем ПРОЕКТЫ И РЕЦЕНЗИИ Е. Б. <...> ББК Ш33(2Рос=Рус)5-8,444 СИМБИРСКИЕ РЕАЛИИ В РОМАНЕ «ОБЛОМОВ» И. А. ГОНЧАРОВА (СИМБИРСК, С. <...> ТРОИЦКОГО КАК ПРООБРАЗЫ ОБЛОМОВКИ) Аннотация: В статье рассматривается возможная связь реалий «Обломова» с некоторыми симбирскими мотивами и прототипами романа; впечатлениями детства и зрелых лет И. А. Гончарова от посещения дома, в котором родился писатель; наблюдениями ярких примет «обломовщины» в явлениях общественной и частной жизни Симбирска, воссозданных в очерке «На родине» и в письмах к родным и друзьям. <...> «Лучше поздно, чем никогда») В описании быта и нравов российской провинции, в особенности знаменитой Обломовки, И. А. Гончаров нередко опирался на симбирские впечатления сначала детства, затем зрелых лет. <...> В письме к петербургским знакомым Майковым из Симбирска 13 июля 1849 г. он прямо называет родной город «благословенным богом уголком» [Гончаров 1955: 241], цитируя, с небольшими изменениями, строчку из недавно вышедшего в свет «Сна Обломова» («Где мы? <...> По описанию, которое даёт сам романист в очерке «На родине», дом его действительно представлял собой «целое 212 2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 Русская классика: динамика художественных систем имение, деревню»: «Дом у нас был, что называется, полная чаша <.> <...> На духовную жизнь семьи оказывало влияние и старообрядчество представителей рода Гончаровых. <...> А «у бабушки, Авдотьи Матвеевны [матери романиста – Е. <...> М.]», даже «висел портрет во весь рост … юродивого … в длинной до пят рубашке», а также «был 213 2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 Русская классика: динамика художественных систем большой киот, перед которым горела синяя лампадка» [Там же]. <...> В барском доме Обломовых утро маленького Илюши начинается именно с визита в комнату маменьки, которая, предварительно осыпав его поцелуями и порасспросив няню о здоровье сыночка, наконец, подводит <...>