2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 Русская классика: динамика художественных систем О. Н. ТУРЫШЕВА (Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. <...> В статье исследован характер художественного преломления мотивов Достоевского в последнем фильме Ларса фон Триера «Нимфоманка». <...> Выдвинута гипотеза о сознательной ориентации датского режиссера на исповедальные фрагменты повести «Записки из подполья» и романа «Братья Карамазовы». <...> Данная трансформация объяснена мировоззренческим кризисом датского художника. <...> Разочарование фон Триера в христианстве рассматривается в качестве причины критического использования прецедентных мотивов. <...> Среди них выделены не только фрагменты из Достоевского, но и евангельская ситуация «Христос и грешница». <...> В статье показано, что фон Триер обращается к ней через посредничество повести «Записки из подполья», в которой эта ситуация также нашла свою актуализацию – в изображении взаимоотношений подпольного человека и Лизы. <...> Ключевые слова: литературные сюжеты, исповеди, художественная трансформация, прецедентные мотивы, мировоззренческий кризис, русская литераитура, датское киноискусство, кинофильмы. <...> Пересечения художественных миров Достоевского и Ларса фон Триера, знаменитого датского режиссера, уже были замечены как в кинокритике, так и в научной мысли. <...> 202 2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 Русская классика: динамика художественных систем Сам фон Триер, как бы подтверждая правомерность сопоставления с русским классиком, в одном из поздних интервью произносит фразу о том, что прочитал «всего Достоевского». <...> И хотя данное признание может быть сочтено преувеличением (в духе целого ряда гротесков и гипербол датского режиссера, среди которых, например, знаменитое «Я – лучший режиссер в мире»), серьезность и глубина его размышлений над словом Достоевского не подлежат сомнению – в первую очередь, в силу концептуальной значимости <...>