Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем  / №1 2016

АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ КАК ПЛЕННИК ГРАНИЦ («НОЧЬ» ВСЕВОЛОДА ГАРШИНА) (125,00 руб.)

0   0
Первый авторЖеймо Божена
Страниц12
ID570191
АннотацияУказанный в заглавии мотив заключения гаршинского героя будем понимать как невозможность выхода за рамки двух типов границ: физической и психологической. В плане формальном текста реализации такого рода опыта служит определенный способ моделирования художественного пространства (герой, замкнутый в комнате) и времени (герой, замкнутый в прошедшем времени). Пространственно-временные отношения выступают в качестве языка для выражения психологических построений
УДК821.161.1-32(
Жеймо, Б. АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ КАК ПЛЕННИК ГРАНИЦ («НОЧЬ» ВСЕВОЛОДА ГАРШИНА) / Б. Жеймо // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем .— 2016 .— №1 .— С. 117-128 .— URL: https://rucont.ru/efd/570191 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 Русская классика: динамика художественных систем БОЖЕНА ЖЕЙМО (Университет Николая Коперника, г. Торунь, Польша) УДК 821.161.1-32(Гаршин В.) <...> ББК Ш33(2Рос=Рус)5-8,444 АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ КАК ПЛЕННИК ГРАНИЦ («НОЧЬ» ВСЕВОЛОДА ГАРШИНА) Аннотация: Указанный в заглавии мотив заключения гаршинского героя будем понимать как невозможность выхода за рамки двух типов границ: физической и психологической. <...> В плане формальном текста реализации такого рода опыта служит определенный способ моделирования художественного пространства (герой, замкнутый в комнате) и времени (герой, замкнутый в прошедшем времени). <...> Пространственно-временные отношения выступают в качестве языка для выражения психологических построений. <...> Ключевые слова: руссквя литература, литературные герои, анализ литературного произведения, художественное пространство, пространственновременные отношения, психологизм литературы. <...> Всю ночь Алексей Петрович сидит на одном месте, вспоминая пустоту своей экзистенции. <...> Его мысли черны, как окружающая ночь, что корреспондирует с образом комнаты, лишенным прозрачной структуры. <...> В нем можно было разглядеть шкап с книгами, большой диван, еще кое-какую мебель» [Гаршин 1984: 127]. <...> В погруженной в полумрак комнате 117 2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 Русская классика: динамика художественных систем резко сокращается визуальная перспектива, полуреальные предметы вызывают чувство отчуждения и необжитости. <...> Согласно терминологии Ю. М. Лотмана, гаршинский герой является героем неподвижного, «замкнутого» локуса [Лотман 1992: 417]: «Ноги отказывались служить ему; он сел, прижавшись в уголок дивана, облокотился на его ручку и, опустив горячую голову на руки, плакал как дитя. <...> Согнутое или сидящее тело Алексея Петровича лишено всех этих качеств, напоминает куклу – очередной мертвый реквизит в комнате. <...> Пассивность и недвижимость тела доведены до состояния окаменения: «И просидел, не шевельнувшись <...>