2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 Русская классика: динамика художественных систем Т. Н. МАРКОВА (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия) УДК 821.161.1-1 ББК Ш33(2Рос=Рус)5-45 ТРАНСФОРМАЦИИ ЭЛЕГИЧЕСКОГО ЖАНРА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА Аннотация: Наблюдая за развитием русской элегии, можно видеть необычайную ёмкость этого жанра, способного воплотить самые разнообразные темы, использовать различные стилистические и образные средства. <...> В первой трети XIX века элегия играла значительную, можно сказать, первостепенную роль. <...> Романтизм, выдвинув принцип индивидуальности, абсолютизировал авторское, субъективное начало, а элегия предоставила оптимальные возможности для выражения мыслей и переживаний человека нового времени. <...> И зарождение этого жанра в нашей поэзии, и пути его эволюции определились общими закономерностями историко-литературного процесса. <...> История русской элегии тысячами нитей связана с эволюцией этого поэтического вида в западных литературах. <...> Несмотря на устойчивость этого представления, в историческом контексте элегия демонстрирует способность к внутренней перестройке и даже к кардинальному обновлению [Зырянов 1999: 5]. <...> Ко времени своего появления в русской поэзии элегический жанр уже имел многовековую, богатую историю. <...> В античной литературе ее отличительным признаком был особый размер – элегический дистих. <...> Хотя элегия развивалась из причитания, плача над умершим, она первоначально не носила обязательно скорбный характер, утверждает Л. Г. Фризман [Фризман 1973: 7]. <...> Родоначальником элегии в нынешнем её понимании называют Мимнерма, который впервые использовал этот жанр для выражения 42 2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 Русская классика: динамика художественных систем индивидуальных чувств, прежде всего любви. <...> Римские элегики Катулл, Тибулл, Овидий культивировали главным образом любовные элегии. <...> Авторы русских <...>